25.10.2016

Увеличилось число случаев гибели моряков, упавших за борт судна

Филиппинский боцман контейнеровоза «Madinah» 2 июля 2015 года у берегов Литтелтона (Новая Зеландияя) упал за борт. Правительственный доклад по данному происшествию был опубликован только накануне, как пишет сайт fairplay.ihs.com. Согласно докладу, к гибели моряка привели: неисправный (проржавевший) стальной трос, крепление страховочного пояса к судовой конструкции и несоблюдение требований правил управления безопасностью со стороны комсостава судна.

Как следует из доклада, боцман отправил палубного кадета за спасательными жилетами, однако затем по непонятым причинам, не дожидаясь его возвращения, решил самостоятельно установить левый забортный трап. Около 13:00 по местному времени судно готовилось к заходу в порт. Когда боцман убрал найтовы и спустил трап ниже главной палубы, дул северо-восточный ветер, а высота волн достигала 1 метра. Прибыв со спасательными жилетами на главную палубу, кадет увидел, как боцман, пытаясь одной рукой поднять стойки трапа из положения «по-походному» в рабочее состояние, наклонился в «морскую сторону» больше, чем наполовину. Стойка трапа быстро раскрылись, в результате чего боцман потерял равновесие и упал за борт. Так как судовой трос, соединяющий судовую конструкцию со страховочным поясом, неожиданно разорвался, моряк упал в воду. Работавший рядом другой член экипажа услышал шум, схватил спасательный круг и бросил его за борт. Моряк увидел, как боцман пытался преодолеть 10-15 метров, чтобы доплыть до круга. Кадет позвонил на мостик и сообщил об инциденте, судно развернулось к точке падения боцмана. Несмотря на присутствие в районе падения боцмана лоцманского судна, буксиров, судов береговой охраны, другого торгового судна, рыболовецких судов, вертолёта и присоединившейся к поискам новозеландской полиции, всё что удалось найти — каску и рабочие перчатки боцмана, а тело моряка не обнаружили.

В ходе расследования найдены серьёзные нарушения требований по поиску и спасению. «Вахтенная служба на мостике «Madinah» не догадалась зарегистрировать позицию судна, сбросить спасательный круг со световым и дымовым сигналом, подать с помощью судового тифона соответствующий звуковой сигнал, а также включить сигнал тревоги «человек за бортом», – говорится в докладе. В нём подчеркнуты также и нарушения международного кодекса: в момент происшествия не действовала специальная процедура по установке забортного трапа и не была проведена оценка рисков в процессе выполнения данной операции.

В отчёте говорится о необходимости обязательного ношения членами экипажа страховочного пояса и спасательных жилетов. «Эксперты клуба по оценке рисков часто посещают суда, на которых неправильно установлены трапы, либо они находятся в плохом состоянии, либо зарегистрированы опасные условия работы», – сказано в отчёте. – «Многие аварии случаются во время установки забортного трапа. Сам по себе процесс установки на штатное место элементов забортного трапа опасен, поскольку они вряд ли гарантированно смогут удержать моряка».

По итогам расследования новозеландские власти потребовали проведения экспертной оценки тросов, цепей и соединительных элементов. Они выступили с предупреждением не использовать при креплении страховочных поясов тросы в пластиковом покрытии. В случае с «Madinah» пластик был изношен, а трос — подвержен сильной коррозии. В ходе непрофессиональной организации спасения боцман исчез из поля зрения и погиб.

В докладе новозеландской комиссии по расследованию происшествий на транспорте подчёркивается обеспокоенность международного морского сообщества нарушениями Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и увеличением случаев «гибели людей, оказавшихся за бортом судна».

В итогах доклада основное внимание обращено на отдельные нарушения членами экипажа норм охраны труда.

– К гибели экипажа, по моему мнению, привели чисто организационные причины, невыполнения требований норм охраны труда и безопасности мореплавания со стороны комсостава. Во-первых, отсутствие контроля за состоянием судовых тросов, шкетелей, цепей. Все судовые тросы помимо визуального осмотра в обязательном порядке подвергаются динамическим испытаниям. Это должно делаться на каждом судне. Во-вторых, в ходе забортных работ члены экипажа, устанавливающие забортный трап, должны надеть также и рабочие страхующие жилеты, которые обеспечивают положительную плавучесть в случае падения человека за борт. Это должны контролировать старпом или вахтенный помощник капитана, а также боцман, который должен знать и соблюдать эти элементарные требования, – говорит главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк.  

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх