25.10.2016

Пиратство в Западной и Восточной Африке

Число пиратских нападений близ берегов Сомали в последние годы пошло на спад. Однако, как полагают эксперты, возрождение сомалийского пиратства – это вопрос времени. Если морское сообщество слишком расслабится и примет текущую ситуацию, как должное, индустрию ждут новые захваты крупных торговых судов. Такие выводы следуют из доклада, который был представлен на конференции «SAFETY4SEA-2016» менеджером по развитию бизнеса охранной компании Diaplous Maritime Services Димитриосом Маниатисом.

Восточная Африка

Как подчеркнул Димитриос Маниатис в своём докладе, прошлый год с точки зрения обеспечения безопасности был удачным: площадь пиратоопасных зон (Piracy High Risk Area – HRA) сократилась к декабрю на 55% – или на 1,7 млн квадратных миль. Военная антипиратская операция EU NAVFOR ATALANTA, проводимая военно-морскими силами Евросоюза у берегов Африканского рога и на западе Индийского океана, продлена до декабря 2018 года. Несмотря на это, число задействованных в операции военных единиц резко сократилось по сравнению с прошлыми годами. Сейчас в операции задействованы три военных корабля, две единицы авиации. Каждый сторожевой корабль обходится в €1,8 млн ежемесячно. В нынешних непростых экономических условиях – это большие деньги, и не каждая страна захочет тратить их на противодействие пиратам.

Между тем, у берегов Восточной Африки уже наблюдается скачок пиратских нападений. За истекший период 2016 года было зафиксировано 15 инцидентов, некоторые из которых были весьма странными. Например, на иранский танкер в Баб-аль-Мандебском проливе напало 115 пиратов на 10 яликах. По крайней мере, так говорит иранская сторона, которой удалось отразить атаку: других свидетелей нападения не было.

Димитриос Маниатис отметил, что большинство инцидентов произошли недалеко от Йемена и в проливе Баб-аль-Мандеб. Нападения были зафиксированы и у берегов Сомали – в основном, на рыбаков и местные торговые суда. По сравнению с прошлым годом произошёл рост пиратских нападений на суда в Индийском океане. Однако последнее крупное международное торговое судно было захвачено здесь в 2012 году, так что жертвами сегодняшних пиратов в регионе HRA становятся рыбацкие и местные торговые суда.

Таким образом, сегодня особенностями ситуации в водах Восточной Африки являются уменьшение зоны HRA, сокращение военно-морских активов и расходов на борьбу с пиратством, уменьшилось число частных компаний морской безопасности (PMSC). По мнению Димитриоса Маниатиса, всё это опасные тенденции, которые могут привести к ухудшению ситуации с пиратством в регионе.


Западная Африка

Раньше пиратские нападения проходили на расстоянии 12 морских миль от берегов Нигерии. Анализ последних данных показывает, что теперь эта зона расширилась в десятки раз до 150 морских миль.   

Нигерийские морские преступники хорошо организованы, вооружены, проходят спецподготовку, рассказал Димитриос Маниатис. Он добавил, что нигерийцы беспощадны и не ценят человеческую жизнь. Большинство атак заранее спланированы, но не редки и случаи спонтанных нападений: если пираты увидят подходящую цель – они не станут колебаться.

Есть несколько распространённых заблуждений о нигерийских пиратах: они атакуют только танкеры (на самом деле, нападениям подвержены все типы судов); они атакуют только в территориальных водах (это не так – атаки происходят и в исключительной экономической зоне); они не вредят экипажу (напротив – часто они жестоко обращаются с моряками, после чего тем необходимо пройти лечение, прежде чем они смогут вернуться к семье); нападают только на суда, стоящие на якоре (атаки происходят и на движущиеся суда); зоны, патрулируемые нигерийскими ВМС, являются безопасными (на самом деле нет).

Есть несколько мер, способных повысить безопасность судна во время рейса через Гвинейский залив. Например, использование сети по обмену информацией между торговыми судами в Гвинейском заливе (MDAT-GOG) позволяет экипажам судов лучше понять текущую обстановку в регионе. Помимо применения «Лучшей практики по борьбе с пиратством» (BMP4) необходимо использовать и другие руководства для этого конкретного региона. Без сомнения, вооружённая охрана и нигерийские ВМС обеспечат безопасное сопровождение судна. Перед наймом нужно убедиться, что PMSC местный: иностранным компаниям в Нигерии запрещено предлагать услуги по вооружённой охране торговых судов. Также может помочь такая услуга, как найм офицеров морской безопасности (MSLO). Это невооружённая команда специалистов, которая предлагает услуги по повышению безопасности на судне, пока оно проходит опасный регион. К такой услуге прибегают в тех районах, где запрещено иметь вооружённую охрану.  

↑ 

Наверх