24.10.2016

Семья vs. карьера

Некоторое время назад старпом Паромита Микхержи из Индии опубликовала статью, где изложила причины, по которым женщины отказываются работать в море. Одним из стресс-факторов Микхержи называла социальные препятствия, имея в виду сложности в исполнении роли матери женщиной-офицером торгового флота.

А вы читали?

– Мы верим в то, что судоходство может быть привлекательным не только для мужчин, но и для женщин, – считает глава британо-голландского морского профсоюза Наутилус Марк Дикинсон. Для того чтобы женщины знали свои права, Наутилус выпустил «Руководство по материнству и отцовству». Брошюра рассказывает будущей матери о том, какие виды декретных отпусков предусмотрены британским законодательством, сколько длится оплачиваемый отпуск и каков размер выплат в этот период, как оплата связана с трудовым стажем, а также о том, что во время беременности женщина на официальных основаниях может отказаться выполнять тяжёлую работу на борту и просить замену. Есть в брошюре комментарии профсоюзных юристов и глава, посвященная отцам, решившим взять на себя заботу о новорожденном.

Жизнь после декрета

По данным Maersk Group, в среднем менее 70% женщин, работающих на судах холдинга и в офисах на берегу, возвращаются к своим должностным обязанностям после окончания декретного отпуска. При этом известно, что на поиск и обучение новых сотрудников, приходящих взамен тех женщин, которые решили не выходить на работу после рождения ребёнка, компании в мире тратят примерно $47 млрд. Чтобы переломить эту тенденцию и максимально поддержать женщин, работодатели внедряют разные нововведения. Так, в Maersk Group молодым матерям предложили новую схему ухода в декрет: оплачиваемый отпуск на 18 месяцев, а затем работа по четыре дня в неделю в течение полугода. Кроме того, компания предлагает неделю отпуска молодому отцу.

Конечно, распространить такую политику на весь торговый флот невозможно. Однако, по мнению представителей морских профсоюзов, необходимо делать всё возможное, чтобы женщина, которая строила карьеру в судоходной отрасли и приложила к этому немало сил, не лишалась возможности работать только потому, что стала мамой.

А что на этот счёт предусмотрено для российских женщин, решивших построить карьеру на флоте? Коллективный договор Российского профсоюза моряков (РПСМ) для судов под удобным флагом говорит следующее: во-первых, женщина должна поставить в известность о своей беременности капитана; во-вторых, компания обязана репатриировать беременную в ближайшем порту захода тогда, когда это необходимо, но не позже 26 недели; в-третьих, она должна получить полную оплату за контракт, плюс дополнительно 100 дней базовой ставки. На женщин, которые работают у российского работодателя и под российским флагом, в полной мере распространяются положения Трудового кодекса РФ: 140 дней оплачиваемого отпуска по беременности и родам, плюс полтора года отпуска по уходу за ребёнком, в котором женщине выплачивается по месту работы пособие в размере 40 процентов ее среднего заработка, плюс право взять отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с выплатой ей социального пособия и возможностью в этот период работать неполный день или удалённо. При этом в течение трёх лет после рождения ребёнка за ней сохраняется должность, которую она занимала до родов, или эквивалентная ей позиция. Кстати, положения Трудового кодекса могут дополняться условиями коллективного договора, который принят в ее судоходной компании.

За мечтой по морям

Судоходство предлагает большие возможности для карьеры, однако гендерная проблема продолжает существовать. Недаром на один миллион моряков приходится лишь 2000 женщин – и почти все они работают на пассажирских судах. Встретить девушку на борту грузового судна – большая редкость. Бывает, что, посвятив себя карьере в море, женщина так и не создала семью: известную женщину-капитана американку Холли Греф на берегу ждут лишь родственники да собака.

Однако известен и пример российской женщины, также поднявшейся на капитанский мостик, – члена РПСМ Татьяны Сухановой. За время учёбы на судоводительском факультете Дальневосточного высшего инженерного морского училища им. Г. И. Невельского она успела выйти замуж и родить сына.

– Закончила вуз, и тут выяснилось: ни один капитан не хочет брать меня на работу, – вспоминает начало своего пути в море капитан Татьяна Суханова. – Я прошла все суда, и везде мне отказали. Вернулась с сумкой в отдел кадров и села на пороге. Меня старались не замечать, перешагивали через мои ноги. Так продолжалось несколько дней, пока наконец один капитан не сказал: «Беру матросом». С этого и началось исполнение моей мечты.

Какое-то время Татьяна работала на флоте вместе с мужем Алексеем, а когда надо было отправлять ребёнка в школу, Алексей перешел на преподавательскую деятельность, чтобы Татьяна не отказывалась от своей мечты стать капитаном. И если в море она сильный лидер, на котором лежит колоссальная ответственность, то в семье она просто женщина, любящая жена и мать. Дома Суханова придерживается традиционного правила: капитан в семье – мужчина.

Источник: Южная территориальная организация РПСМ

↑ 

Наверх