20.10.2016

Профсоюз – на страже трудовых интересов моряков Владивостока

В Первичной профсоюзной организации моряков Владивостока состоит 1 176 человек, из которых 1 146 – моряки, работающие на судах под иностранным флагом. За четыре года – с 2012 по 2016 – моряки 52 раза обращались к юристам профсоюзной организации за помощь. Выиграть в суде удалось почти все дела.

Как рассказывает председатель ППОМ Владивостока Пётр Осичанский, проигран был только один иск. Его подали два брата-близнеца, работавших механиками на рыболовном судне «Андрей Смирнов».

– Этот проигрыш стоит того, чтобы о нём рассказать подробнее. Дело в том, что многие рыболовные компании своим морякам прописывают в договоре ничтожно низкую зарплату, а всё остальное, в частности деньги за рыбу, они обещают на словах, мол, 12% от стоимости выловленной продукции. Братья оказались относительно грамотными и попросили хоть каких-то гарантий, чем те, которые были прописаны в контракте – 3000 рублей в месяц. Директор компании-фрахтователя выдал им гарантийное письмо, в котором обещал каждому по 2 500 и 3 000 долларов США соответственно занимаемой должности. Когда же рейс закончился, никаких денег за улов им не заплатили. Близнецы обратились к директору с просьбой выполнить гарантийное обязательство, но тот отказался. Рыбаки обратились к нам, и мы пошли с этим письмом в суд, будучи уверены в победе, так как письмо было составлено по всем правилам и в соответствии с российским законодательством. Но суд отказал нам в иске, посчитав, что гарантийное письмо компании-фрахтователя не является трудовым договором, и что только с подписанием последнего возникают трудовые правоотношения между работником и работодателем. Суд апелляционной инстанции с этим решением согласился. Вот такой ценный опыт был получен нами в случае с гарантийными письмами, – поделился Пётр Осичанский.

В деле защиты прав моряков профсоюз использует все доступные ресурсы. Нередко деятельность РПСМ освещается в СМИ. За четыре года вышло более 65 публикаций о деятельность «первички», включая прямые эфиры.

Сотрудничество идёт и с правоохранительными органами. В транспортную прокуратуру было направлено 47 обращений по невыплате зарплаты, плохим условиям труда на судах, нарушению норм техники безопасности и безопасности мореплавания. По части этих заявлений прокуратура инициировала иски по выплате зарплаты.

– Рабочие отношения с Государственной инспекцией по труду сложились уже давно, и они взаимовыгодны, – рассказывает Пётр Осичанский. – Когда нам для суда требуется какая-то консультация или экспертиза солидного органа, то мы обращаемся к ним. И напротив, за консультациями по удобному флагу, по Конвенции МОТ-2006, за копиями принятых судебных решений они обращаются к нам. И хотя наше право, в отличие от права стран англо-саксонской правовой системы не прецедентное, такие судебные решения помогают при подаче в суд аналогичных исков.

Сотрудничество налажено и с морскими администрациями, федеральными и региональными органами. За последние годы произошли серьёзные кадровые изменения в кадровом составе администраций морских портов Дальнего Востока. С вновь назначенными капитанами портов и их заместителями были проведены встречи для наведения мостов.

– За последние полтора года были проведены встречи с 22 капитанами портов и их заместителями, с 65 инспекторами порта и флага контроля. Всё это в значительной степени облегчает решение главной профсоюзной задачи – защите прав моряков. Только в 2015 году с помощью капитанов портов Владивосток, Ванино, Холмск, Находка были выплачены задолженности по зарплате 13 экипажам. Во всех случаях капитаны портов реализовали своё право и обязанность накладывать запрет на выход в море судам, имеющим серьёзные несоответствия требованиям Конвенции МОТ-2006 года, – говорит Пётр Осичанский.

Минимум раз в год профсоюз обращается за помощью в краевую администрацию, либо они сами звонят, когда пресса активно муссирует проблему какого-либо экипажа. Так было с «Рустикой» в 2012 году, когда моряки западных регионов РФ застряли во Владивостоке без денег и без возможности уехать домой. Тогда к проблеме подключились депутаты Госдумы, краевая администрация. После звонка губернатора московскому прокурору (судовладелец оказался жителем Москвы) зарплату всему экипажу перечислили буквально за несколько часов, а также выплатили деньги на билеты. Краевая администрация подключалась и в случае с брошенными моряками на судне «SS Veles», когда вице-губернатор лично вылетел в Манилу и организовал репатриацию всего российского экипажа за бюджетные деньги.

За отчётный период было ППОМ Владивостока было организовано девять индустриальных акций. Они заканчивались, как правило, полной победой моряков.

Профсоюз сотрудничает со страховыми компаниями. В основном это известные во всем мире компании P&I и Lloyd. Семьи моряков или они сами обращаются с просьбой о получении компенсации после получения травмы или, в особо печальных обстоятельствах, по случаю потери кормильца. За четыре года таких обращений было девять, профсоюзу удалось добиться выплаты компенсаций на сумму $328 тыс.

Трижды в год проводятся Недели акций на Дальнем Востоке России. За отчетный период было проведено 14 акций FOC под названием «Неделя борьбы с удобным флагом».

– Обычно мы проверяем условия труда и быта моряков и наличие на судах коллективного договора, одобренного ITF, и Декларации о соответствии Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС). Такая плотность проведения недель привела к тому, что это перестало быть знаковым событием, поэтому в нашем регионе их проведение проходит достаточно рутинно. Мы в рабочем режиме проверяем пароходы, как делаем это круглый год. Единственное отличие заключается в том, что в Неделю действий мы ограничены во времени, а судов для проверки больше. Кроме этого, для участия в акциях мы стараемся привлекать докеров, – рассказал Пётр Осичанский.

– Самое важное в Неделе акций, на мой взгляд, – добиться реальных результатов: подписанных договоров и выплат зарплаты морякам в полном объёме. С договорами – это всегда трудно, тем не менее, за пять лет нам удалось подписать коллективные договоры РПСМ на 23 судах. Некоторые суда остались в этом списке и по нынешний год, другие ушли по возрасту, третьи – из-за кризиса. Из $3,14 млн, которые мы помогли получить морякам в виде невыплаченных зарплат, немалая доля приходится также на недели акций, – говорит Пётр Осичанский.

Работу с моряками профсоюз начинает вести ещё с учебной скамьи. Во Владивостоке два морских вуза, три морских колледжа и один Дальневосточный институт коммуникаций. Со всеми этими учебными заведениями установлена связь и примерно раз в год (а в МГУ – гораздо чаще) проводятся встречи с курсантами. ППОМ Владивостока оказыавет поддержку первичной организации РПСМ МГУ им. Г. И. Невельского, выделяет призы для победителей ежегодных яхтенных гонок. Самое главное – члены РПСМ знакомят курсантов с профсоюзной тематикой, с правовыми актами, защищающими права моряков, с Конвенцией МОТ-2006. Пару раз профсоюз привлекал курсантов для участия в Неделе акций в качестве волонтёров, среди старшекурсников проводился опрос по проблемам безопасности на тех судах, где они проходили плавательскую практику.

↑ 

Наверх