19.10.2016

Одним удобным флагом станет меньше?

Борьба морских профсоюзов и Международной федерации транспортных рабочих (ITF) против удобных флагов продолжает приносить свои плоды. Так, правительство Камбоджи заявило о своем намерении предпринять решительные действия по превращению флага в подлинный национальный флаг.

– Правительство страны сообщило, что собирается полностью упразднить Международный судовой реестр Камбоджи (ISROC). Владельцем судов под их флагом наконец станет государство, а не различный сброд, успевший завоевать славу одного из самых недобросовестных удобных флагов, – говорит морской координатор ITF Жаклин Смит. – Если власти действительно намерены заставить флаг работать на себя – они получат нашу полную поддержку. Однако мы с осторожностью относимся к заявлениям политиков, поскольку уже слышали подобные обещания.

Камбоджа учредила свой реестр в 1994 году. За первый год под флагом страны зарегистрировалось всего 16 судов, однако затем бизнес стал развиваться стремительными темпами. Уже к 2002 году под флагом Камбоджи было зарегистрировано около 600 судов (из них порядка 80 принадлежали российским судовладельцам).

Камбоджийский реестр был одним из первых реестров, осуществлявших регистрацию судов быстро и без лишних вопросов. Однако корпорация пошла дальше и стала проводить регистрацию в режиме онлайн в Интернете, с гарантией полного оформления в течение 24 часов. Регистрацию также можно было осуществить прямо на месте, например, в Находке или в Москве, заплатив 3-5 тысяч долларов США, и в течение суток получить все необходимые документы. По состоянию на 31 июля 2016 года, под флагом Камбоджи было зарегистрировано 123 судна валовой вместимостью более 100 GT.

– Всем известно, что флаг Камбоджи стал самым скандальным флагом в мире. Из 600 судов, официально зарегистрированных под флагом Камбоджи к 2005 году, 25 погибли, произошло 41 столкновение, 9 пожаров и 45 задержаний в портах. Девяти судам вообще запретили заходить в порты Европы. Из года в год росло количество погибших моряков, работающих на судах под этим флагом, – говорит председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ (ДВРО РПСМ) Николай Суханов. – С 1995 года регистр Камбоджи был включен в «черный список» Парижского Меморандума как флаг очень высокого риска, а ITF и вовсе стала характеризовать его «как мусорный ящик для ржавых посудин».

Легкость в оформлении и дешевизна регистрации привлекла недобросовестных судовладельцев со всего мира. Моряки на этих судах не имеют никаких прав: требования Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года на них не выполняются, да и подписывать коллективные договоры с профсоюзами судовладельцы не стремятся. Из двух тысяч моряков, которые ежегодно погибали на судах под удобными флагами, большая часть приходится именно на флаг Камбоджи.

– Упразднение Международного судового реестра Камбоджи станет большим шагом в борьбе за легальное судоходство и права моряков, работающих на судах под удобными флагами, – говорит Николай Суханов. – Впрочем, радоваться пока рано. Существует еще множество государств, чьи флаги причислены к удобным: республика Того, остров Кука, Белиз, Тувалу, Бермуды, Гондурас и даже Грузия, Монголия и многие другие. Ярким примером может стать недавняя смена флага на теплоходе «Captain Kang» – с флага Камбоджи на флаг республики Того. Теперь только время покажет, улучшатся ли условия труда на этом судне.

↑ 

Наверх