13.10.2016

Профессионализм тут ни при чем

Добиться успеха в общепризнанно мужской сфере женщинам всегда было непросто. Тем из них, кто не побоялся выбрать для себя морскую специальность, до сих пор приходится сталкиваться с предвзятым отношением. Однако многие представительницы судоходной отрасли на своем примере успели доказать, что упорный труд и преданность делу способны разбить любые стереотипы и заслужить уважение коллег. Гораздо хуже обстоят дела, когда дискриминацию  по гендерному признаку в отрасли провоцирует само государство. Преодолеть такое препятствие благодаря одной только силе воли и профессионализму уже, к сожалению, не получится.

Зачастую дискриминация прав женщин, в том числе и в судоходной отрасли, преподноситься под видом заботы о материнстве и репродуктивном здоровье. При этом представители власти напрочь забывают о том, что право выбора профессиональной сферы или же выбора между карьерой и материнством должно принадлежать именно женщине, а не государству.

Ярким примером такого несправедливого обращения мог послужить случай Светланы Медведевой, которая более трех лет не могла пройти практику в качестве судоводителя в Самарском речном пассажирском предприятии (СРПП) в связи с тем, что работа моториста-рулевого признана «вредной для женщин». Решив бороться за свои права, Светлана  подала жалобу в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН, и в марте 2016 года ее дело было рассмотрено. Члены КЛДЖ ООН приняли сторону Светланы и дали ряд рекомендаций правительству Российской Федерации, как государству – члену ООН:

1. Предоставить С. Медведевой соответствующее возмещение и адекватную компенсацию, соразмерную с серьезностью нарушения ее прав, а также облегчить доступ к рабочим местам, на которые она имеет квалификацию;

2. Пересмотреть и внести поправки в ст. 253 ТК РФ. Периодически пересматривать и вносить изменения в список запрещенных профессий, обозначенных Постановлением № 162, для того, чтобы ограничения, применяемые к женщинам, были направлены строго на охрану материнства в буквальном смысле, а компании предоставляли особые условия для беременных женщин и кормящих матерей, не препятствовали доступу женщин к рабочим местам и не основывались на гендерных стереотипах при определении размера заработной платы;

3.  После сокращения перечня запрещенных профессий, поощрять и облегчать доступ женщин к открывшимся для них вакансиям.

В решении КЛДЖ также отмечалось, что существование запрещенных профессий для женщин нарушает принцип равенства полов, гарантированный Конвенцией о ликвидации дискриминации в отношении женщин и Конституцией РФ.

Казалось бы, что это решение станет для России столь необходимым шагом в направлении защиты трудовых прав женщин. Однако правительство РФ не только не отреагировало на рекомендации Комитета, но и вынесло на обсуждение ряд инициатив, в которых репродуктивная функция женщины воспринимается как ее главное обязательство: в первую очередь это касается инициативы о полном запрете прерывания беременности и, как первого шага, выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Публичное обращение о запрете абортов 27 сентября 2016 года подписал предстоятель Русской православной церкви, патриарх Кирилл. В его поддержку выступила также Анна Кузнецова, занимающая с недавних пор пост уполномоченного по правам ребенка. Ранее, 21 сентября, инициатива о полном запрете абортов была вынесена на обсуждение в Государственную Думу.

Подобные предложения не могли остаться незамеченными. Так, Комиссия по гендерному равенству Конфедерации труда России (соучредителем которой является РПСМ) уже выпустила Заявление, в котором обратила внимание на возможные катастрофические последствия полного или частичного запрета абортов в нашей стране.

– Церковь делает акцент в основном на признании эмбриона человеком с момента зачатия, возводя церковные догматы в статус общечеловеческих ценностей. Интересы и права женщины и членов ее семьи при этом игнорируются. Противники абортов в своих инициативах усматривают возможность решить проблемы низкой рождаемости в России. Однако демографы неоднократно убедительно доказывали, что такой связи нет и не будет, – отмечается в заявлении. – К тому же многие работодатели не готовы учитывать потребности работников с семейными обязанностями, крайне редко на предприятиях и в организациях встречаются социальные программы для семей с детьми.

С точки зрения кадровой политики в судоходной сфере, полный или частичный запрет абортов может нанести серьезный удар по возможностям девушек-морячек устроиться на работу или продолжить карьеру в морской профессии. Судоходные компании и сейчас не стремятся нанимать женщин на свои суда, отдавая предпочтение специалистам-мужчинам: согласно статистике Международной федерации транспортников (МФТ), женщины составляют всего 2% от всей рабочей силы морской отрасли. А установка жестких рамок и навязывание репродуктивной роли, возможно, это положение только усугубит.

Велика вероятность того, что судовладельцы, зная, что девушки уже не смогут в определенный момент выбрать между карьерой и материнством, заведомо не станут рассматривать кандидатуры морских специалисток из-за нежелания брать на себя дополнительные обязательства. Безусловно, судоходные компании, работающие по условиям коллективного договора МФТ, будут готовы предоставить своим сотрудницам оплачиваемый декретный отпуск с сохранением того же или аналогичного места.

– В соответствии с договором МФТ, член экипажа должен сообщить о своей беременности капитану судна, предоставив документальное подтверждение, после чего он будет репатриирован не позднее 26-ой недели беременности (в случае, если судно работает в опасных условиях, члена экипажа высадят в ближайшем порту захода, откуда он будет отправлен на родину). Беременная морячка должна получить зарплату за полный контрактный период, а также базисную ставку, выплачиваемую в течение 100 дней, и будет иметь приоритет при возвращении в компанию после рождения ребенка, – говорит координатор МФТ в России Сергей Фишов.

Но таких организаций, к сожалению, не так много: зачастую даже те немногочисленные судовладельцы, трудоустраивающие девушек на свои суда, не стремятся обеспечивать будущих матерей теми социальными гарантиями, которыми пользуются береговые работницы. А потому им куда проще будет вовсе не нанимать женщин.

– Я думаю девушки, работая под удобным флагом, прекрасно понимают, что никаких социальных гарантий многие компании не предоставляют. С другой стороны, с каждым годом женщин в море становится все больше. Если говорить о европейских компаниях, то там этим уже точно никого не удивишь, – говорит 3й помощник капитана танкера «Sibur Tobol» Екатерина Балабуха. – Возможно, стоит говорить уже не про уровень компаний, а про уровень конвенций. В первую очередь речь идет об MLC, которая обеспечивает условия работы моряков. В нее стоит внести поправки по условиям декретного отпуска. Многие мужчины сейчас смогут упрекнуть нас, сказав, что мы добиваемся равноправия, но при этом просим специальные условия, и с этим тяжело будет поспорить. Но не стоит забывать и о физиологических особенностях. К тому же, если девушка хорошо работает, никаких вопросов возникать в принципе не должно. 

↑ 

Наверх