13.10.2016

Минтранс установил режим труда и отдыха для моряков

С 21 октября 2016 года на территории Российской Федерации вступает в силу приказ от 20 сентября 2016 года № 268 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания». Положение установит особенности режима труда и отдыха моряков, работающих в составе экипажей судов, ходящих под флагом РФ.

Так, согласно приказу, нормальная продолжительность рабочего времени членов экипажа не сможет превышать 40 часов в неделю. Для моряков, работающих в опасных условиях, установлен лимит в 36 часов в неделю.

Максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу не должна будет превышать 150 календарных дней. При этом, в случаях задержки судна в рейсе или отсутствия транспортной доступности, продолжительность работы может быть увеличена до 180 дней с учетом мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства членов экипажа (а при его отсутствии – с иным представительным органом).

Однако установленный в 5 месяцев период работы между отпусками может крайне негативно сказаться на здоровье членов экипажей. Так, исследования, проведенные ведущим научным сотрудником ФГУП «Крыловский государственный научный центр», доктором медицинских наук, профессором Людмилой Мацевич, показали, что предельно-допустимая длительность рейса не должна превышать четырех месяцев.

– Постоянное утомление, накапливаемое моряками изо дня в день, за время рейса может перерасти в переутомление. При этом, как правило, на первом месяце работы у всех членов экипажа улучшается общее физическое состояние. На втором месяце стабилизируются профессионально важные функции организма: память, внимание, рефлекторные реакции и т.д. Однако уже к концу второго месяца, в связи с развивающимся утомлением, работоспособность плавсостава начинает снижаться., – говорит Людмила Мацевич. – Дальнейшее удлинение рейса приводит к ухудшению работы центральной нервной системы, что особенно заметно на четвертом месяце плавания: наблюдается снижение активности, ухудшение слуха, а с помощью более детальных осмотров у экипажа можно выявить признаки невротических состояний (которые могут проявляться в виде головных болей, бессонницы и др.). Все это является ответной реакцией организма на длительную и напряженную производственную деятельность, к которой можно отнести пребывание в рейсах продолжительностью более трех месяцев

В приказе также отмечено, что максимально допустимая продолжительность работы членов экипажей в течение семи последовательных календарных дней не может превышать 72 часов, и в этом пункте документ не противоречит проведенным исследованиям. Однако на деле морякам редко удается придерживаться такого режима. В особенности переработкам подвержены моряки, занимающие командные должности.

– Моряки испытывают колоссальные перегрузки. У них нет строго дифференцированного времени отдыха и работы. Их могут вызвать в любой момент, – говорит Людмила Мацевич. – По действующему уставу у моряков есть дополнительные обязанности в зависимости от занимаемой должности. Поэтому капитаны могут работать даже до 16 часов в сутки, а старпомы и штурманы – до 12-14 часов, хотя они не должны работать более 72 часов в неделю.

Вся мировая практика свидетельствует о том, что примерно 80 процентов всех аварий на флоте обусловлены человеческим фактором. При этом основной причиной ЧП является переутомление. А потому так важно, чтобы режим сна и отдыха на судах четко регулировался и соблюдался, и приказ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания» призван навести порядок хотя бы на судах под российских флагом.

↑ 

Наверх