10.10.2016

Морские законы Юрия Дядюшкина

Между теорией и практикой навигации Юрий Дядюшкин в своё время выбрал чистую науку. И тем не менее, сегодня он – действующий старший помощник капитана «NS Lion», принадлежащего СКФ «Новошип».

Точные науки всегда были его коньком. Там, где многие однокурсники в годы его учебы в Новороссийской государственной морской академии «плавали» и даже «тонули», он наоборот  чувствовал себя как рыба в воде. Получил диплом и продолжил обучение в аспирантуре, параллельно став преподавателем на кафедре навигации.

– Тему для своей научной работы я выбрал весьма увлекательную: как научить искусственный интеллект управлять судном, – рассказывает Юрий Дядюшкин. – Она и по сей день мне интересна, однако низкая преподавательская зарплата заставила меня переквалифицироваться из теоретиков в практики. В 2007 году я решил развернуть  свою карьеру: ушёл на флот.

Серьёзных противоречий, впрочем, не возникло. 

– В свой первый рейс в качестве четвертого помощника капитана я пошел на «Anichkov Bridge» (СКФ «Юником»), – рассказывает Юрий Владимирович. – Теория с практикой навигации у меня совпали полностью, да и каким преподавателем  я был бы в противном случае? Привыкать нужно было к ночным вахтам и ночным швартовкам, но к этому я был готов заранее. А вот количество судовой документации, которая сопровождает работу штурмана, и степень ответственности за её ведение – это было сюрпризом. Административной стороне моей работы учиться пришлось на ходу.

Судя по тому, что за пять лет на «Anichkov Bridge» он вырос до старшего помощника капитана, учеником он оказался хорошим. А ещё за эти годы (бывших ученых, видимо, не бывает) он вывел для себя несколько важных и даже непреложных морских законов. Закон первый: стихию нельзя просчитать.  

– Во время второго моего контракта был такой случай. В 500 милях от побережья  Англии из-за непредвиденной поломки у нас произошла остановка двигателя, – вспоминает моряк. – Механики и мотористы два дня безвылазно сидели в «машине». И только двигатель заработал, как смотрим – на горизонте появилась зловещая темная полоса: на нас надвигается мощный циклон. Не нужны никакие формулы и доказательства, чтобы  представить, что в такой шторм может произойти с неуправляемым танкером. Но, слава Богу, у нас уже была возможность мирно разойтись с этой стихией.

А вот и второй «закон Дядюшкина»: передача опыта от человека к человеку в море незаменима. Есть вещи, которым ни в какой академии не научишься. Опытные наставники обязательно нужны всем, даже старпомам. Таковыми для Юрия Владимировича стали капитаны Игорь Михайлович Кучеров и Игорь Вадимович Костенко.

– С ними можно смело советоваться в любой ситуации, – рассказывает моряк. – А ещё  для грузового помощника капитана, каковым является старпом, незаменимая фигура – это опытный и ответственный донкерман. На «NS Lion», где я работаю два последних года, это Андрей Зубалий. В лабиринте трубопроводов, вентилей и насосов он ориентируется, как у себя дома. В прошлом контракте шли в Европу, грузовую систему судна нужно было заполнить инертными газами – это одно из условий взрывобезопасности. А обратно газ из системы почему-то не выходит. Причин может быть множество, но настоящая, само собой, всего одна. Весь день нам с Андреем Николаевичем пришлось тогда потратить, чтобы её установить. И неисправный клапан нашёл именно он.

Вообще-то, едва поднявшись впервые на борт «NS Lion», Юрий Дядюшкин отметил отличное состояние судна. Семь лет, а будто только что со стапелей, подумал он. До 2014 года танкер работал в «домашнем» регионе: Новороссийск – Туапсе – Бургас - Босфор. А тут фрахтователь направил его в Америку, в Сент-Чарльз в Луизиане. 

– Многие в экипаже тогда даже обрадовались: в Америке можно недорого купить качественную электронику. Другие тут же про Береговую охрану США с её драконовскими проверками вспомнили, – рассказывает Юрий. – Хорошо, что по заданию фрахтователя шли эконом-ходом: было время хорошенько подготовиться. Все знают, Coast Guard обожает во время своих проверок объявить, например, «пожар на камбузе». Мы тревоги, пока шли до Штатов, каждый день отрабатывали. В результате инспекцию прошли без единого замечания.

Юрий Дядюшкин не жалеет о смене деятельности. Сейчас он сосредоточен только на своей карьере на флоте. Однако он не исключает и того, что когда-нибудь вернётся к преподаванию и научной деятельности. В конце концов, в его столе всё ещё лежит недописанная диссертация о том, как научить искусственный интеллект управлять судном. На флоте он получает уникальный практический опыт, через призму которого на многие вещи смотрит теперь по-другому. И эти знания для ученого просто бесценны.

Источник: Южная территориальная организация РПСМ

↑ 

Наверх