07.10.2016

Старые грабли Азово-Черноморского бассейна

В одном из самых проблемных для российских моряков регионе снова неспокойно. Бывший капитан теплохода «Юрий Полторацкий» (флаг России, ИМО 8986389), чей многострадальный экипаж долгие месяцы добивался выплаты зарплаты, Олег Винтоняк 4 октября написал заявление сразу в три прокуратуры – Генеральную, Волго-Донскую и Азовскую с просьбой посодействовать в погашении задолженности по зарплате. Несмотря на неоднократные предупреждения со стороны РПСМ и ITF, моряки продолжают наступать на те же грабли.

Капитан проработал на «Юрии Полторацком» с 1 мая по 21 ноября 2015 года, пришёл на судно через круинговое агентство «СэйлТрейд». Проблемы с выплатой экипажу зарплаты подробно освещались Российским профсоюзом моряков (РПСМ) и на сайте, и в журнале. Судно принадлежит турецкой компании Kent Shipping, которая находится в «чёрном списке» РПСМ и ITF. Помимо «Юрия Полторацкого» от недобросовестного судовладельца пострадали и моряки других судов: «Юсры», «SailQueen», «Svetoslava», «River Grace», «Pudozh», «Loukhi»…

«При трудоустройстве в ООО «СэйлТрейд» каждому члену экипажа директором г-ном Скориком А. А., менеджером по персоналу г-ном Бордуновым Д. В. была обещана месячная заработная плата в иностранной валюте (так называемая «премия фрахтователя») в соответствии с договорными обязательствами между турецким владельцем судов Kent Shipping и условным бербоутным судовладельцем ООО «Сэйлтрейд», – бесхитростно пишет в своём заявлении Олег Винтоняк. На подобных «обещаниях» и держится бизнес ростовской «СэйлТрейд» и турецкого судовладельца: моряки подписывают договор, где обозначена только скромная рублёвая зарплата, валютные выплаты им обещают на словах. Когда дело доходит до выплат, моряки видят только рублёвую часть (в лучшем случае) и пытаются «выбить» из судовладельца свои кровные. Обращаются в профсоюз, к инспекторам ITF и в прокуратуру. Но что могут сделать правоохранители, если в контракте чёрным по белому написано, что моряки получают зарплату в рублях, ни о каких валютных выплатах речи не идёт.

В итоге после утомительных судебных разбирательств, мучительно долгих месяцев на судне, иногда без еды и воды, морякам выплачивают копеечные задолженности. Только в этом году задолженность получили моряки т/х «Svetoslava» ($15 тыс. за семь месяцев), «River Grace» ($250 тыс. за полгода), «Юсра» (330 тыс. руб. за три месяца).

Но самое интересное, что некоторые после такого опыта продолжают идти всё в тот же «СэйлТрейд» и устраиваться на другие суда компании. Вот что пишет тот же Олег Винтоняк: «Как таковых претензий к директору ООО «Сэйлтрэйд»  г-ну Скорику А. А. у нас нет, с его стороны предпринимались усилия по погашению задолженности по зарплате. Но на данный момент г-н Скорик А. А. старается «удержаться в кресле» директора. Вся коммерческая работа судов осуществлялась только компанией Kent Shipping, подтверждение этому – рейсовые задания, инструкции капитану, полисы Ингосстрах.  «СэйлТрейд» в Ростове-на-Дону занимался комплектацией экипажей судов и документами для права плавания под флагом России».

Любопытно, что в своём заявлении Олег Винтоняк указывает на связь между «СэйлТрейд» и Kent Shipping, которой могла бы заинтересоваться прокуратура или налоговые службы. Однако пока те проявили интерес только к морякам. Как рассказал председатель Азово-Донской территориальной организации РПСМ Леонид Глушак, моряков одного из судов вызвали в налоговые органы. Они хотят понять, выплачивали ли морякам «бонусы» и платили ли они с них налоговые отчисления. Ведь за годы работы компании «СэйлТрейд» через неё прошли тысячи моряков. Если они не платили налоги – казна потеряла сотни тысяч рублей.

Инспектор ITF в Новороссийске Ольга Ананьина ещё пять лет назад отправляла в прокуратуру документы, указывающие на связь ростовской и турецкой компаний, но тогда это оставили без внимания. Вполне вероятно, что и сегодня никто не озаботится закрытием подобных компаний и попытками привлечь их работников к уголовной ответственности.

Моряки, добровольно подписывающие договоры с сомнительными компаниями, должны понимать, что и они могут пройти «все круги ада» в попытке вернуть себе хотя бы небольшие деньги. Что касается моряков с «Юрия Полторацкого», то тем, кто подавал в прокуратуру заявления в начале года, выплатили долг в конце сентября: лишь рублёвую часть. Те же, кто не стал этого делать, сейчас пытаются вскочить на подножку буквально уходящего поезда. С «Юрия Полторацкого» 6 октября снят арест, судно должно поменять флаг на панамский и выйти в море. С новыми моряками, готовыми положиться на авось.

↑ 

Наверх