04.10.2016

Открытые и национальные регистры судов: прошлое, настоящее и будущее

Ориентированные на клиента открытые регистры всё больше доминируют в мировом флоте, однако национальные флаги отвоевывают позиции, копируя их бизнес-модели.

Последние годы набирает обороты новое поколение открытых регистров, компании всё чаще выбирают их для своих судов. По информации сайта Tradewindsnews.com, на сегодняшний день уже около 60% мирового торгового флота выбрали флаги открытых регистров. Если считать в единицах валовой вместимости, т.е. в регистровых тоннах, то получится, что три четверти флота сегодня сосредоточены в 10 судовых регистрах — такую статистику представила брокерская компания «Clarksons». Панама по-прежнему лидирует среди всех регистров, однако его рост остановился в последние пять лет на отметке 221 млн регистровых тонн, а за последние 10 лет был зафиксирован спад на 21%.

Руководитель исследований «Clarksons» Стефен Гордон говорит: «Последние 10 лет наблюдалась тенденция к консолидации среди регистров — доля рынка ведущих 19 флагов выросла с 63% до 74%. Долгосрочная тенденция в сторону открытых регистров продолжилась, – с 65% на конец 2006 года и до 71% в настоящий момент, а рост за последние 25 лет составил 40%».

На протяжении этого времени самые прогрессивные регистры – Либерия, Маршалловы острова, Багамские острова, Остров Мэн и Бермудские острова — постепенно отвоевывали позиции у Панамы. Самыми крупными после Панамы являются регистр Либерии — за последние пять лет «прибавил в весе» со 127 миллионов до 135 миллионов регистровых тонн, и регистр Маршалловых островов — увеличившийся с 85 млн до 131 млн регистровых тонн. Регистр Мальты тоже рос быстрыми темпами — с 45 млн до 63 млн т.

Успех открытых регистров отчасти объясняется растущим движением в сторону качества морских перевозок, которое достигается за счёт введения более жестких норм и правил, что, в свою очередь, подталкивает судовладельцев к регистрам с более выгодной репутацией в области соблюдения нормативно-регулятивной базы судоходства. Однако рост численности открытых регистров имеет и другие причины, например, недовольство судовладельцев излишней бюрократичностью национальных флагов и плохой репутацией устаревших моделей открытых регистров — так называемых удобных флагов.

Исполнительный директор компании, управляющей регистром Либерии – Liberian International Ship & Corporate Registry (LISCR), Скотт Бержерон считает, что появление добросовестных открытых регистров привело к тому, что судовладельцы стали разборчивее в том, что касается качества и обслуживания регистров. «Открытые регистры появились и развивались не просто так. Они получили такое широкое распространение, потому что национальные флаги плохо справлялись со своими задачами, они не предлагали тех услуг и того качества, которые требовались судовладельцам и операторам, которым приходилось работать в условиях жесткой конкуренции. Многие из них и сейчас не выполняют свою работу надлежащим образом. Чем быстрее мы уясним, что есть хорошие и плохие открытые и национальные регистры, и что если регистр не является национальным, то это автоматически не означает, что он плохой, тем быстрее мы сможем решить проблему неэффективно работающих администраций флагов», – заявил Бержерон.

Одно из самых больших преимуществ регистра Маршалловых островов для владельцев и операторов судов состоит в отсутствии ограничений по национальному составу экипажей, а также в минимальных требованиях, касающихся страны постройки и финансирования судов.

В последнее время появились признаки того, что этим прогрессивным открытым регистрам придется потесниться — некоторые национальные флаги решили взять с них пример и скопировать их модель ведения бизнеса. Некоторые национальные регистры уже сделали заявку на возвращение утраченных позиций.

Судя по всему, победителями среди регистров станут те, кто сможет наиболее полно соответствовать запросам клиентов, при этом действовать не в ущерб соблюдению высоких стандартов качества и постоянно демонстрировать приверженность строгому следованию принятых норм и правил. Национальные регистры, которым власти позволят перенять методы работы открытых регистров, могут начать расти, однако вряд ли им удастся пошатнуть доминирующие позиции открытых регистров.

Российский профсоюз моряков смотрит на подобные открытые регистры с точки зрения соблюдения трудового законодательства.

– С нашей точки зрения, открытый флаг – это фактически удобный флаг, на котором не действует трудовое законодательство страны, а трудовые отношения регулируются коллективными договорами – или их отсутствием, – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ (БТО РПСМ) Александр Бодня. – Говорить, что на таких судах моряк защищён – нельзя. Колдоговор хоть и регламентирует работу экипажа, например, время труда и отдыха, но более тонких нюансов трудового законодательства не содержит. Такое положение вещей более выгодно судовладельцу, которому подчас накладно исполнять все требования законодательства. С другой стороны, существуют ответственные страны удобных флагов, та же Мальта, где следят за исполнением трудового законодательства. У нас также существует Российский Международный Реестр (второй регистр) Судов, он следит за исполнением Трудового кодекса.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх