21.09.2016

В Австралии продолжаются слушания по делу об удобных флагах

В Сенате Австралии возобновились прерванные федеральными выборами слушания по делу об удобных флагах. Вопрос был выставлен на рассмотрение парламентариев после появления в СМИ информации о загадочной смерти трёх моряков на борту японского судна.

Напомним, в 2012 году за шесть недель на сухогрузе «Sage Sagittarius» погибли три моряка, за что оно было прозвано «судном смерти».

Выступая в Сенате, австралийский представитель благотворительной морской организации Mission to Seafarers отметил, что на большинстве судов под удобным флагом случаи насилия над моряками крайне редки, однако его беспокоит история «Sage Sagittarius», а также другого судна «K Pride», где моряк по официальной версии упал за борт, когда судно проходило между Австралией и Папуа – Новой Гвинеей. Как пишет Maritime executive, Морской профсоюз Австралии (MUA) указал, что вероятность самоубийства моряков, работающих под удобным флагом, в 20 раз выше, чем у тех, кто работает под национальными флагами.

Среди материалов, приобщённых к делу, было заключение Департамента миграции и охраны границ Австралии, в котором говорится, что суда под удобными флагами более вероятно будут использовать для незаконной деятельности. Кроме того, для таких судов характерны запутанные схемы, касающиеся финансирования и конечных владельцев. Это затрудняет поиск ответственных в случае травмирования или гибели моряков, позволяя недобросовестным предпринимателям, что называется, спрятать концы в воду.

Слушания в Сенате совпали с решением правительства дерегулировать судоходную отрасль в Австралии, что вызвало обеспокоенность моряков, переживающих за свои рабочие места. Подогревают эту озабоченность недавние случаи с судами «CSL Melbourne» и «MV Portland», связанные с заменой австралийских экипажей на иностранную рабочую силу. Фрахтователь «CSL Melbourne» в начале 2016 года расторг договор и уволил экипаж, заявив, что судно слишком большое для этого маршрута. При этом после компания зафрахтовала иностранное судно, гораздо большее по размеру. А в конце 2015 года экипаж балкера «MV Portland» был заменён более дешевой иностранной рабочей силой.

Есть и другая сторона, которая считает, что удобные флаги не затронут интересы местных моряков. Например, Международная палата судоходства (ICS) считает, что иностранные суда напрямую никак не влияют на гарантированные трудовым законодательством минимальные нормы. Между тем, парламентский комитет, рассматривающий вопрос об удобных флагах, выпустил доклад по промежуточным итогам, где обозначены следующие проблемы:

  • Пошатнувшиеся позиции национального флага Австралии в борьбе с удобными флагами.
  • Воздействие на окружающую среду судов под удобным флагом.
  • Потеря рабочих мест и снижение требований к профессионализму работников морского транспорта.
  • Каботаж.
  • Национальная безопасность.
  • Временные разрешения на работу.
  • Гибель моряков на «Sage Sagittarius».
  • Диспут по поводу «MV Portland».

В докладе приведён ряд рекомендаций правительству. В первую очередь – тщательно оценить ситуацию в судоходной отрасли Австралии и совместно с представителями отрасли выработать реформы по укреплению национального флага и морского сектора в целом. Правительству советуют оценить угрозу национальной безопасности, исходящую от судов под удобным флагом и иностранных экипажей. Среди прочего, рекомендовано ужесточить положения, касающиеся выдачи временных разрешений на работу, чтобы их не могли получить владельцы судов, работающих на прибрежных маршрутах, если они не в состоянии платить зарплату экипажу. Правительству рекомендовано продолжить работу с международными организациями, включая Международную организацию труда (ILO), в целях улучшения условий труда, стандартов безопасности, а также ставок вознаграждения для моряков, работающих на международных маршрутах. Также правительство должно предпринять шаги по поддержке MLC-2006, чтобы сделать суда под удобными флагами подотчётными национальному законодательству, когда они находятся в национальных водах.

↑ 

Наверх