21.09.2016

Порядок рассмотрения жалоб моряков нуждается в доработке

Министерство транспорта РФ представило проекты приказов «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна» и «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу». Правовые акты призваны предоставить членам экипажей морских судов больше возможностей для защиты своих трудовых прав. Однако в Российском профсоюзе моряков (РПСМ) отмечают, что документы все еще нуждаются в существенных доработках. Свои предложения по изменению проектов двух приказов РПСМ направил директору Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталию Клюеву.

Несмотря на то, что правовые акты основываются на стандарте A5.2.2 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу» и стандарте А5.1.5 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на борту судна» Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), ряд изложенных в них положений не соответствуют ни КТМС, ни Федеральным законам РФ. В первую очередь это касается срока рассмотрения жалоб моряков.

– Согласно Порядку, срок рассмотрения жалоб на борту судна может быть продлен на 40 рабочих дней, а это не соответствует даже установленному законом сроку в 30 дней (ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Что уж говорить о требованиях КТМС, которые предусматривают эффективное и быстрое реагирование. То же касается и срока рассмотрения жалоб на берегу, установленного в 20 рабочих дней, – говорит председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков. – По нашему мнению, сроки должны быть минимальными, ведь основная цель при подаче жалобы – получить помощь как можно быстрее.

Большие затруднения могут вызвать вопросы, связанные с представительством моряков. Так, от членов экипажей потребуется удостоверить полномочия своего представителя в порядке, установленном законодательством РФ. Для этого им нужно будет оформить нотариальное удостоверение, что на борту судна сделать просто невозможно, да и при подаче жалоб на берегу кажется избыточным. Кроме того, правовые акты не совсем четко определяют круг полномочий представителей моряков.

– Мы предлагаем предусмотреть случаи представительства интересов моряков?членов профсоюза, руководителем судовой профсоюзной организации или уполномоченным представителем профсоюза на судне, при наличии таковых, – отмечает Юрий Сухоруков. – А в случае рассмотрения жалоб на борту – назначать, так называемые, конфиденциальные лица для консультаций моряков, являющихся членами профсоюзов. (КТМС подпункт «b» пункта 1 Руководящего принципа В5.1.5)

При ознакомлении с Порядком рассмотрения жалоб на борту судна выяснилось, что список компетентных органов, куда моряки смогут подать свои жалобы, оказался недостаточным для обработки заявок в кратчайшие сроки.

– Согласно тексту Порядка, моряки смогут подать жалобу только в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, – говорит Юрий Сухоруков. – Между тем наш опыт уже давно показал, что жалобы могут касаться вопросов, находящихся в компетенции других федеральных органов исполнительной власти.

По мнению РПСМ, этот перечень должен быть расширен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года №996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве». Кроме того, эксперты РПСМ предлагают оговорить в тексте самого акта, что подача указанных жалоб не ограничит права моряка, и он сможет разрешить их в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В РПСМ отмечают, что в Порядке не зафиксирована необходимость регистрации жалоб и решений по ним, копии которых должны предоставляться моряку (КТМС, подпункт «e» пункта 2 Руководящего принципа В5.1.5). Не указаны и основания для прекращения рассмотрения жалоб, что дает определенное поле для маневра при принятии решений.

В доработке нуждается и понятийный аппарат Порядка. Так, в тексте документа попеременно используются тождественные понятия «судовладелец» и «работодатель». В РПСМ считают, что это может привести к путанице, которая в свою очередь создаст предпосылки к применению схем заёмного труда в отношении моряков.

Что касается проекта приказа «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу», здесь внимание РПСМ привлекло то, что исходя из текста КТМС, процедура рассмотрения жалоб является единообразной, как в отношении судов под государственным флагом страны порта захода, так и для судов под иностранными флагами. Между тем, в тексте проекта приказа делается ссылка только на Стандарт А5.2.1, который касается инспектирования исключительно иностранных морских судов, заходящих в порт государства-члена, ратифицировавшего КТМС (п. 1 Правила 5.2.1).

– Таким образом, у соответствующих должностных лиц государственного портового контроля в Российской Федерации появится возможность уклоняться от рассмотрения жалоб членов экипажей российских судов, – отмечает председатель РПСМ.

Кроме того, при подаче жалобы на берегу морякам не нужно будет указывать сведения о судовладельце.

– Такой подход неверен и с методологической, и с практической точки зрения. Данные о судовладельце, как и данные о круинговой кампании, услугами которой пользовался моряк, помогут более объективно разобраться в причинах и обстоятельствах заявленного правонарушения, – говорит Юрий Сухоруков.

В своем обращении РПСМ просит директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталия Клюева обратить внимание на недочеты, выявленные в ходе детального изучения представленных проектов приказов Минтранса РФ «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна» и «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу», и скорректировать положения, способные усложнить процедуру защиты трудовых прав моряков.

↑ 

Наверх