20.09.2016

Внимание министра транспорта обратили на материал в «Морском профсоюзном вестнике»

Министру транспорта РФ Максиму Соколову направлено обращение от председателя ФПРМТ и РПСМ Юрия Сухорукова в связи с публикацией в последнем номере журнала «Морской профсоюзный вестник» (№4, 2016) материала «Юрий Сухоруков: Мы не находим понимания у министерства», где затронуты три важных для моряков вопроса. К обращению приложен соответствующий выпуск журнала с комментариями к материалу.

Вопросы касаются правового регулирования трудовых и некоторых связанных с ними отношений работников морского транспорта, которые обсуждались на встрече с морскими и речными профсоюзами в министерстве 6 июля: защита национального морского рынка труда, имплементация нормативных положений КТМС и развитие морского образования.

Если первый вопрос министерством был услышан, то понимания важности двух других в правительственных кругах пока нет. ФПРМТ и Российский профсоюз моряков настаивают на имплементации КТМС посредством внесения ее основных положений и требований в действующее законодательство РФ, прежде всего, в специальную главу ТК РФ, устанавливающую особенности регулирования труда членов экипажей российских морских судов, а также в Кодекс торгового мореплавания РФ. «Приводимый Минтрансом России довод об отсутствии в этом необходимости ввиду прямого действия КТМС, как части правовой системы Российской Федерации, представляется не вполне состоятельным. Далеко не все положения КТМС являются нормами прямого действия, некоторые из них носят общий характер, отсылая к необходимости установления их регулирования национальным законодательством, постольку они нуждаются в нормативно-правовом закреплении в форме федеральных законов», говорится в обращении на имя министра. К таким требованиям относятся, например, стандарты КТМС, регламентирующие вопросы инспекции и контроля судов в порту в части полномочий должностных лиц государственного портового контроля по отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта в случае выявления серьёзных нарушений Конвенции, включая права моряков, под которыми КТМС понимает свободу объединения и действенное признание на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного или обязательного труда. Действующий на этот счёт КТМ РФ не даёт капитану порта права отказывать в разрешении на выход судна при выявлении, к примеру, фактов невыплаты зарплаты или её задержки, отсутствия на судне колдоговора и других подобных случаях. Действующему законодательству РФ о торговом мореплавании совершенно неизвестно новое конвенционное требование об обеспечении судовладельцами финансовых гарантий по репатриации моряков, включая невыплаченную заработную плату в размере четырехмесячной задолженности.  Вот почему эти и целый ряд других конвенционных положений необходимо отразить в виде норм федеральных законов, для чего председатель ФПРМТ и РПСМ просит вернуться к изучению этого предложения, направив в адрес министерства подготовленный собственными силами проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, вытекающих из ратификации Конвенции Международной организации труда 2006 года по труду в морском судоходстве» вместе с пояснительной запиской.

Что касается морского образования, профсоюз хотел бы найти понимание у министерства в вопросе трудоустройства выпускников со средним и высшим профессиональным образованием. Сегодня моряк может занять должность капитана, его старшего помощника и старшего механика на судне под российским флагом без ограничений по районам плавания, валовой вместимости и мощности главной двигательной установки только при наличии высшего образования. «Конвенция ПДНВ-78 не знает подобного различия к требованию о морском образовании. В любом случае, с целью предоставления поступающим в морские образовательные учреждения выбора получения уровня профессионального образования, следует рассмотреть вопрос о создании условий для получения высшего морского образования в филиалах морских образовательных учреждений в Архангельске и Астрахани», говорится в обращении.

↑ 

Наверх