14.09.2016

Годовую зарплату моряков т/х «Yeruslan» судовладелец тратил на нужды компании

Возбуждено уголовное дело по факту невыплаты зарплаты семи морякам судна «Yeruslan» (флаг Камбоджи, ИМО 8867387), принадлежащего японской компании «Claner Shipping Limited». Члены экипажа не получали зарплату в течение года, а деньги, из которых она должна была выплачиваться, шли на обеспечение коммерческой деятельности судовладельца.

Судно уже около года арестовано и находится на рейде в порту Владивосток. Следователи допросили капитана «Yeruslan», членов экипажа, судового агента, занимавшегося вопросами обеспечения жизнедеятельности судна, и контрагентов, перевозивших на нем груз. На сегодняшний день устанавливается местонахождение генерального директора компании, выясняются данные о расчетных счетах.

– По данным следствия, в период с октября 2014 по ноябрь 2015 года работодателем не производилась выплата заработной платы морякам судна «Yeruslan» при наличии реальной возможности ее выплаты. Установлено, что судно «Yeruslan» принадлежит японской компании «Claner Shipping Limited», занимающейся перевозкой грузов. Руководством компании денежные средства не выплачивались семи работникам из личной заинтересованности, выражающейся в расходовании денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы, на осуществление коммерческой деятельности «Claner Shipping Limited», – говорится в сообщении Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.

По мнению инспектора ITF во Владивостоке Петра Осичанского, эта новость – неплохая, но проку от нее пока никакого. Дело в том, что по 145 статье УК РФ судовладельцы к ответственности привлекаются крайне редко, так как следователям предстоит доказать наличие корыстной или личной заинтересованности работодателя, а это не то чтобы невозможно, но требует определённых усилий.

– Во-первых, следователям предстоит доказать, что тот, кто руководил судном, и есть настоящий судовладелец, а не агент по доверенности, как любят представляться многие недобросовестные работодатели. Во-вторых, судовладелец может просто скрыться от следствия, подключив свои офшорные активы. К тому же не все так просто с доказательной базой: особой бухгалтерии они не ведут, следов не оставляют, а когда «припрут» за невыплату зарплаты – всегда есть возможность сослаться на кризис в судоходной отрасли, – говорит инспектор ITF.

Но это уголовная составляющая этой проблемы, а для моряков куда важнее гражданская. Ведь им важно не только то, чтобы зло было наказано, но важно получить свои честно заработанные деньги. А вот с этим как раз не все так просто.

– Может выясниться, что у этого работодателя, если только его установит следствие, нет ни счетов, ни недвижимости, ни денег. А офис он арендовал. Поэтому судно надо не просто арестовать, не просто принять судебное решение в пользу работников, а немедленно организовать аукцион по продаже судна. Это единственный верный источник, который поможет решить проблему моряков. Но пока что «Yeruslan» уже год стоит на рейде Владивостока и никто не знает, что с ним делать, – говорит Петр Осичанский. – До недавнего времени на судне оставался моряк из Астрахани, дожидался заработанных денег. Но нужно учесть, что если деньги и будут, то очень нескоро, и лучше дожидаться их дома, или на другом судне. Где платят вовремя и достойно.

Инспектор ITF уверен, что сложившаяся ситуация – это серьезная проблема нашей правоохранительной системы.

– На Камчатке, на Сахалине имеется огромное количество арестованных за браконьерство рыболовных судов. Они стоят и ржавеют на арестплощадках. Иногда предприимчивые люди снова их используют для повторной браконьерской работы. А ведь по-хозяйски правильно было бы реализовать их на аукционе в пользу российского бюджета. Какие-то из них отправились бы «на гвозди», какие-то были бы приобретены добросовестными судовладельцами и могли бы еще послужить на пользу их владельцам, морякам-рыбакам и бюджету РФ, – считает Петр Осичанский.

Напомним, что это не первый случай задержки зарплат на судне. В сентябре 2015 года Фрунзенский районный суд Владивостока наложил на судно арест в связи с задолженностью по зарплате морякам, составившей более 4 млн руб. В феврале того же года суд удовлетворил требования прокуратуры о взыскании долга перед экипажем на общую сумму $16 700. В апреле этого года приставы вновь арестовали судно, после чего иск о взыскании задолженности за три месяца был направлен в суд, который удовлетворил его в полном объеме. 

↑ 

Наверх