10.09.2016

Лед и пламень: четверть века в «машине»

В свой первый рейс Игорь Ефимов пришел на цементовоз «Борис Ливанов» с четко сформулированной целью: за пять-шесть лет ударной работы накопить денег на кооперативную квартиру и искать должность на берегу. С тех пор прошло двадцать пять лет, квартирный вопрос уже давно решен, а Игорь Михайлович по-прежнему трудится в море в качестве старшего механика танкера «Георгий Маслов» компании «СКФ Новошип». И, что самое главное, работы лучше и представить себе не может.

Самое смешное, что сейчас, четверть века спустя, он и вспомнить не может, что же тогда заставляло его думать, что работа на судне – это не его. Ведь море у Игоря Ефимова, как говорится, «в крови»: отец тоже был стармехом на судах рыболовного флота на Каспии. А одно из самых ярких детских впечатлений – летний месяц, проведенный у отца на траулере, и ловля кильки… пылесосом.

– Сначала выслеживали рыбный косяк эхолотом, потом в воду опускались специальные фонари, рыба шла на свет – и вот тут в море опускались толстые шланги, в которые кильку засасывало как пылесосом, – вспоминает Игорь Михайлович. – Это делалось специально, чтобы не помять улов. После этого свежепойманную кильку всю ночь укладывали в трюм-морозильник, пару ящиков и мы с сыном старпома «помогли» перетащить. Да, это было чудесное лето, уезжать с судна не хотелось.

Естественно, выбор будущей профессии у Игоря, можно сказать, был предрешен: сначала Астраханская мореходка, потом Новороссийское высшее инженерное морское училище. И вот с 1991 года новоиспеченный специалист работает в «Новошипе». С самых первых рейсов Игорь взял себе за правило: учиться у всех, в том числе у мотористов, токарей и сварщиков.

– Это важно не только для того, чтобы правильно ставить задачу и контролировать ее исполнение. В «машине» не должно быть незаменимых. Бывает, и у токаря, и у сварщика дел – не оторваться, а фланец нужно срочно проточить. Встал за станок – и сам сделал, – вспоминает Игорь Михайлович. 

Стармех по сей день с особой благодарностью вспоминает талантливого моториста Сергея Прошуту, который, его, молодого третьего механика, научил очень важному для каждого инженера навыку: самому работать руками.

– В начале девяностых, когда перебои со снабжением были обычным явлением, это было особенно важно. Порой приходилось едва ли не из хлама создавать деталь, которая обеспечит бесперебойную работу «машины», пока ремкомплект не подоспеет. Я от Сергея столько секретов узнал. Причем, все эти знания мне не только в морях службу сослужили. В быту это тоже очень помогает.

Карьера молодого специалиста на месте не стояла. В 1996 Игорь Ефимов пошел вторым механиком на нефтерудовоз «Капитан Спивак». Судно возило бензин в Америку, а оттуда – уголь в Европу. Пароход этот был тяжелый: испытания здесь порой приходилось проходить и льдом, и пламенем. И это не красивые слова, а реальные ситуации в условиях моря.

– Однажды выгружаем бензин, и вдруг я вижу, что обшивка топки котла буквально раскалилась. Оказывается, на форсунке нарос «медведь» (закоксовавшийся мазут) и пламя стало бить в сторону. Пришлось сбавлять обороты турбины, и вместе с четвертым механиком Эдуардом Ревенко в топке котла металлической трубой сбивать «медведя», – рассказывает Игорь Ефимов.

В другой раз «Капитан Спивак» шел среди льдов в водах залива Святого Лаврентия. При обходе машинного отделения Игорь Михайлович заметил, что по корпусу фильтра кингстона течет тоненькая струйка воды. 

– Едва приступили к осмотру – кусок обшивки обвалился, и ледяная вода стала заливать машинное отделение, – вспоминает он. – Вдобавок ко всему льдина попала под клапан кингстона и не давала ему закрыться. Пришлось ее выбивать ломами и восстанавливать потом из кусочков корпус фильтра. Это был один из тех случаев, когда я четко понимал, что слаженные и оперативные действия коллектива – самая незаменимая вещь в море, – вспоминает стармех.

В 2001 году Игорь Ефимов «сдался» на стармеха. Первые рейсы в должности ходил на балкере «Художник Моор». Это был видавший виды сухогруз, который оттрубил уже почти двадцать лет, и теперь требовал от экипажа смекалки и немалых трудовых подвигов. Но больше всего Игоря огорчал тот факт, что «Художник Моор» не танкер: за десять лет в морях он все-таки привык именно к этому типу судов. И потому возвращению на нефтеналивной флот искренне обрадовался. Сейчас в его послужном списке «Академик Пустовойт», «NS Champion» и «NS Leader», последние четыре года он – стармех на «Георгии Маслове». Судно – настоящее чудо техники, созданное руками корейских инженеров, но... 

– В последнем рейсе спускаемся вниз по Миссисипи после выгрузки, – рассказывает Игорь Ефимов. – Движение, как всегда, очень интенсивное. И вдруг сигнализация показывает неисправность кондиционера в ЦПУ. Отправляю электромеханика Дмитрия Кокоулина на разведку. Тот спешно возвращается с докладом: вода льется с верхней палубы. Единственный возможный диагноз поставили, почти не сговариваясь: проблемы в системе охлаждения главного двигателя. 

Ситуация не очень хорошая: главный двигатель греется, но остановить его в плотном потоке движения ни в коем случае нельзя. Пришлось сбавлять ход до самого малого и устранять поломку прямо в движении. Так быстрые и слаженные действия машинной команды позволили судну сохранить ход и избежать аварии.

Именно в море Игорь Михайлович состоялся как профессионал. Его труд оценен по достоинству: он награжден знаком отличия «За безаварийную работу на морском транспорте». Но самым большим признанием своих заслуг он считает то, что сын пошел по его стопам, и тоже теперь работает механиком в «Новошипе».

За все эти годы в разных странах он видел немало чудес и диковин. И все-таки окружающий мир не утратил для него новизны, ему все еще хочется узнать его получше. Сейчас, например, у Игоря Михайловича появилось хобби: он взялся за изучение испанского языка. Поскольку большую часть времени его второй дом – танкер «Георгий Маслов» – работает в Венесуэле, ему интересно поговорить с бункеровщиками, агентами или представителями PSС на их родном языке.

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх