01.09.2016

Двух незадачливых моряков спасли благодаря надписи SOS на песке

Два моряка, севшие на мель на одном из необитаемых островов Микронезии, были спасены благодаря тому, что написали «SOS» на песке.

Два моряка 17 августа отправились от острова Вено к острову Таматам. Вероятно, из расчётов прибыть к месту назначения уже на следующий день они не запаслись продовольствием и спасательным оборудованием. 19 августа командный центр Гуам Береговой охраны США получил уведомление от системы  AMVER (Автоматическая система по поиску судов) о том, что судно не прибыло вовремя на место назначения. Поиски продолжались почти неделю, пока 24 августа патрульный самолёт P-8A Poseidon, пролетая над островом, не заметил импровизированный знак SOS на песке и двух людей неподалёку от него. Эта информация была передана сотрудникам береговой охраны США. После этого незадачливых моряков подобрал патрульный катер и доставил на атолл Номвин.

Как видно из этой истории, морякам не следует забывать про сигнал SOS — международный сигнал бедствия в радиотелеграфной (с использованием азбуки Морзе) связи. Впрочем, сигналом бедствия он стал не сразу. Первый такой сигнал появился в 1903 году, когда на Берлинской международной конференции радиотелеграфистов было подписано соглашение о том, что «станции беспроводного телеграфа, если это возможно, должны давать приоритет сигналам о помощи, получаемым от кораблей в море». В качестве такового было предложено сочетание CQD — тире, точка, тире, точка, два тире, точка, два тире, две точки. Такое сочетание появилось не случайно — оно представляло собой комбинацию сигнала общего вызова всех телеграфных станций CQ, к которому присоединили букву D, поскольку с неё начинается английское слово danger («опасность»). Смысл сигнала был таким: «Всем телеграфным станциям сообщаю об опасности». Однако быстро набрать такой код весьма затруднительно даже для опытного радиста. К тому же, CQD применяли лишь суда, использующие радиоаппараты фирмы Marconi Co. Суда, оборудованные другими аппаратами, этот сигнал не транслировали и не понимали, что он значит. Да и далеко не каждая береговая станция могла правильно его идентифицировать.

Вопросы выработки международного сигнала бедствия стали предметом дискуссий на второй Международной радиотелеграфной конференции в Берлине в 1906 году. Делегаты из Германии предложили сочетание сигнал SOE (три точки, три тире, точка), однако возникли опасения, что буква Е в конце может затеряться и не быть идентифицированной при дальнем приеме или перегруженном эфире. В итоге немецкие телеграфисты решили заменить в сочетании SOE одну букву. Так и родился знаменитый сигнал SOS, который понравился всем, поскольку данное сочетание было просто набрать, к тому же, оно ясно идентифицировалось и при максимальной загрузке эфира. Сигнал был принят в качестве позывного для судов, терпящих бедствие, 3 ноября 1906 года. Впервые его услышали все радиостанции мира 11 августа 1909 года, когда американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и стал дрейфовать по течению. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Хаттерас в Северной Каролине и перенаправлен в офисы пароходной компании.

↑ 

Наверх