31.08.2016

Будьте внимательны при работе с подвешенными грузами

Шведский клуб взаимного страхования (Swedish P&I Club) выпустил сентябрьский ежемесячник по безопасности, в котором рассматривается случай получения травмы от поддона.

Инцидент

Судно грузили поздно вечером. К борту судна на причале подъехал небольшой грузовик с двумя поддонами с краской. Водитель самостоятельно закрепил собственные стропы на поддоны, но никого из членов экипажа не оказалось на причале, чтобы помочь ему. Водитель привлёк внимание стивидора, который наблюдал за погрузкой судна. Он вызвал судового боцмана по рации, чтобы тот помог водителю. Боцман вскоре спустился на причал. На борту оказались только стоявшие на вахте механик, старпом и капитан, остальные члены команды были на берегу.

Управлять краном встал боцман, стивидор на причале взял на себя роль сигнальщика. Водитель припарковал грузовик в паре метров от края причала. Боцман опустил гак крана, но под таким углом, что поддоны оказались не точно под стрелой крана. Боцман попросил водителя припарковать грузовик ближе к судну, но это оказалось невозможным. Водитель предложил привязать к поддону верёвку, чтобы оттянуть поддоны, когда они будут подняты над причалом. Когда поддон подняли, водитель встал под него, и тут внезапно груз наклонился. Одна из банок ударила водителя по голове, а остальные рассыпались по причалу, забрызгав его краской, некоторые упали в воду. Боцман и стивидор немедленно подбежали к водителю, чтобы оказать ему первую помощь. Поскольку водитель был без каски, он получил тяжёлую травму головы. Капитан судна позвонил в порт и попросил вызвать «скорую», а также доложил об инциденте в компанию.

Портовые власти задержали судно в порту до тех пор, пока весь груз, упавший в воду, не будет найден. Проблема в том, что водолазы из соображений безопасности могли приступить к поискам только утром.

Последствия

Задержка составила сутки, поскольку водолазы продолжали поиски упавшего в воду груза. В итоге, было не только сбито рейсовое задание, но и пришлось дополнительно платить за простой судна у причала, водолазные работы и уборку пирса. Водитель грузовика получил довольно серьёзную травму: врачам пришлось накладывать швы.

Вопросы для рассмотрения

  • Подобный случай мог произойти с любым экипажем. В такой ситуации важно убедиться, что хотя бы один член экипажа помогает при работах на причале, и он должен реально оценивать производственные риски в ходе этих работ.
  • Если моряк видит, что кто-то стоит под поднятым грузом, он обязан предупредить его о возможной опасности. Это элементарное требование правил безопасности и здравого смысла, поскольку человек может быть чем-то занят или не заметить, что он встал под груз.

По мнению главного технического инспектора труда РПСМ Евгения Хижняка, в данном случае ответственность в большей степени лежит на стивидоре, который руководил работой боцмана (оператора судового крана). Ответственен также водитель (представитель шипчандлерской компании), доставивший груз к борту судна. Боцман, как и любой член экипажа судна, в меньшей степени ответственен за этот инцидент. 

↑ 

Наверх