30.08.2016

Уроки, извлечённые из морских происшествий

Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) выпустил ежегодный сборник морских происшествий и полученных на их основе уроков. В «Справочнике по повышению безопасности на море-2015» (Safer Seas Digest) рассматриваются результаты трёх десятков крупных морских инцидентов, над которыми агентство работало в 2015 году. В 72-страничном докладе приводятся рекомендации по оптимальному планированию рейса, необходимости эффективного обмена информацией, а также говорится о риске, который несёт в себе усталость экипажа.

Усталость

Недостаток отдыха часто приводит к авариям на любом виде транспорта, поэтому в последнем «Перечне наиболее востребованных улучшений» («Most Wanted List») к главным улучшениям в области транспортной безопасности NTSB отнёс снижение числа аварий, связанных с утомляемостью. Усталые вахтенные стали причиной гибели трёх рыболовных судов: «Pacific Queen», «Savannah Ray» и «Titan». В феврале 2015 года во время перехода из рыбопромыслового района у берегов острова Угак в Заливе Аляска в порт приписки – Гавань Святого Павла (Кадьяк-Айленд, Аляска), торговое рыболовное судно «Savannah Ray» село на мель с подветренного берега Лонг-Айленда примерно в пяти морских милях от Гавани Святого Павла. Четыре члена экипажа были спасены вертолётом береговой охраны авиастанции Кадьяка. Стоимость конструктивной полной гибели «Savannah Ray» оценена в $800 тыс. NTSB установил, что вероятной причиной касания грунта стало отклонение судна от курса и вход на мелководье из-за того, что во время навигации уставший капитан уснул. Кроме того, капитан отказался от использования имеющихся на судне систем оповещения и предупреждения о навигационных опасностях.  

Планирование рейса

В докладе описывается посадка на мель передвижной морской буровой установки «Kulluk», принадлежащей компании «Shell Offshore Inc». Авария произошла 31 декабря 2012 года в сложных погодных условиях близ восточного побережья острова Ситкалидак, рядом с островом Кадьяк, Аляска. Тогда дело вызвало широкий резонанс в СМИ. Буксировочное судно «Айвик» должно было транспортировать платформу из Датч-Харбор в Сиэттл. К югу от острова Кадьяк буксирный конец порвался, платформа расцепилась с буксировочным судном, у которого отказали двигатели. «Kulluk» дрейфовала у южного побережья Аляски, пока волны и ветер не выбросили её на мель возле необитаемого острова Ситкалидак. Четырёх членов экипажа «Айвик» удалось эвакуировать, они получили лёгкие травмы.  На платформе людей не было, но там находились более 140 тысяч галлонов дизельного топлива и около 12 тысяч галлонов смазочного масла и гидравлической жидкости. «Kulluk» получил значительные повреждения, в том числе несколько пробоин в подводной части корпуса. Подсчёт убытков не приводился. NTSB определил, что возможной причиной касания грунта стала ненадлежащая оценка «Shell» риска перед его запланированной буксировкой, что закончилось неудовлетворительным выполнением плана буксировки по снижению данного риска.

Информационное взаимодействие

Для безопасной эксплуатации, особенно во время чрезвычайных ситуаций или ситуаций близкого маневрирования, важно эффективное взаимодействие. Перед каждым рейсом экипаж судна должен составить план обмена информацией, включающий как внутренние (между дежурными постами) так и внешние (между судами) коммуникации, первичные коммуникационные системы, перечень постов или судов, использующих данные системы, и порядок переключения между системами в случае поломки. Ошибки внутренней коммуникации стали фактором аварии «American Dynasty» и «Anna Smile». Во время подготовки ко входу в ремонтный док в Эскуимальт (Канада) 23 апреля 2013 года рыболовное судно под флагом США «American Dynasty» после отклонения от курса из-за потери электропитания и управления пропульсивной установкой столкнулось с пришвартованным фрегатом Военно-морских сил Канады «HMCS Winnipeg». Оба судна и военно-морской причал получили обширные конструктивные повреждения на общую сумму более $500 тыс. Шесть докеров получили лёгкие травмы. Вероятной причиной столкновения стало ненадлежащее планирование капитаном и старшим механиком «American Dynasty» процедуры прибытия и аварийного маневрирования. Сказалось также слабое взаимодействие между мостиком и машинным отделением. Способствовало аварии и состояние аварийного генератора и батарей аварийного питания «American Dynasty», которые не были подготовлены к подаче энергии в нужный момент.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх