26.08.2016

Судоходной отрасли нужно разнообразие

Торговое мореплавание традиционно считается мужской отраслью. Согласно данным ITF, число женщин-моряков равно всего 2%, а работают они преимущественно в круизной отрасли и на паромах, иногда – на судах под удобным флагом – это наименее оплачиваемая и наименее защищённая работа в море. Кроме того, среди офицерского состава женщины, как правило, занимают должности ниже, чем мужчины.

Столь низкое число противоположного пола в индустрии означает, что женщины могут подвергаться дискриминации и притеснению, считают в ITF. Морские профсоюзы прекрасно знают об этом. Они стремятся защитить интересы своих членов-женщин, которых сегодня уже насчитывается 23 тыс. по всему миру. Пока женщина на судне – всё ещё редкое явление, но во многом благодаря профсоюзам всё больше женщин готовы выступать против предубеждений и стать полноценными членами экипажей.  

– Причины такого явления – социальные, культурные, религиозные, практические, – как мне кажется, хорошо понятны. Но главная проблема в том, что сама отрасль продвигает на руководящие должности в компаниях только мужчин из числа бывших моряков. То есть недостаток женщин в море прямо связан с их недостатком в конференц-залах. На мой взгляд, это куда более существенная проблема, – делится мнением исполнительный директор Futurenautics Group К. Д. Адамсон. Она уверена, что взгляд на гендерную роль в морской карьере кардинально изменится в ближайшее десятилетие.

–  Судоходной индустрии нужно переосмыслить подход к торговле. Мы будем нуждаться в людях, способных мыслить творчески, со знанием современных технологий и умением общаться. И нам придётся отвоёвывать их для себя, в том числе, и у других индустрий. Даже больше, чем в гендерном разнообразии, судоходная отрасль нуждается в когнитивном разнообразии – то есть в людях, способных думать иначе.

Исследования ITF показывают, что в некоторых странах морским учебным заведениям запрещено набирать женщин. Также женщины чаще стремятся попасть в судоводители, нежели в механики. После успешного окончания обучения они не застрахованы от предрассудков судоходных и круинговых компаний. И даже после найма женщины могут столкнуться с более низкой оплатой труда или с тем, что им отказывают предоставлять доступ к оборудованию.

Опросы, проведённые среди женщин при участии Международной морской ассоциации здравоохранения (IMHA), ISWAN и ITF, показывают, что 17% опрошенных среди проблем назвали сексуальные домогательства. Как говорит исполнительный директор сингапурской Masterbulk Николас Фишер, женщины-моряки часто сталкиваются с проблемами гигиены на борту, в частности, это касается организации душевых комнат. Ожидать, что ситуация изменится сама по себе, – нельзя, говорит он. Важно, чтобы эти вопросы поднимались не «снизу», а шли от руководства судоходных компаний.

С этим согласна директор MF Shipping Group и президент Женской международной ассоциации мореплавания и торговли (WISTA) Карин Орсен. По её словам, среди проблем, с которыми приходится сталкиваться женщинам, во-первых, недостаток информации о возможности морской карьеры. Во-вторых, среди женщин мало тех, кто выбирает своей специальностью науку, технологии, инженерию и математику. Многие морские институты не принимают женщин на мужские позиции. Кроме того, сказывается стереотип о том, что женщины не могут становиться моряками. «Такое предубеждение существует из-за того, что женщины физически менее сильны, а во многих странах до сих пор бытует твёрдое убеждение, что место женщины – у домашнего очага», – говорит Карин Орсен.

Многие судовладельцы не хотят брать курсанток, так как опасаются, что в будущем они не смогут продолжить морскую карьеру. Президент WISTA выступает за то, чтобы законодательно укрепить присутствие женщин в морском деле.

Согласно данным британского морского кадрового агентства Spinnaker Consulting, вероятность того, что женщина пойдёт в морскую индустрию, в 52 раза меньше, чем вероятность мужчине построить морскую карьеру.

До тех пор, пока не изменится взгляд на принципы и традиции судоходной отрасли, гендерная пропасть так и продолжит быть самой большой среди всех других профессий.

↑ 

Наверх