РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
С каждым годом арктическое судоходство привлекает всё больше внимания. И интерес касается не только состояния ледяной шапки, но и возможности возникновения новых морских путей между Атлантикой и Тихим океаном, связи между отступлением арктических льдов и международной торговлей, а также прогнозов о будущем арктического судоходства. Как правило, в публикациях на эту тему содержатся заявления о том, что рост судоходства в Арктике неизбежно связан с рисками в отношении окружающей среды, территориальных споров, негативного влияния на некоторые рынки и т.п.
По мнению президента Российской международной ассоциации морского права Владимира Медникова и старшего сотрудника и научного директора проектов в Северном Ледовитом океане в Благотворительном фонде Пью Генри П. Хантингтона, имеется множество предпосылок для того, чтобы эта деятельность осуществлялась в соответствии с самыми высокими стандартами. Надлежащая организация управления позволит снизить риски и создать новые возможности, считают эксперты. Если судоходство в Арктике начнет расширяться без надлежащего надзора и координации, скорее всего, пострадают и бизнес, и окружающая среда, и местные жители. При разумном же планировании, действенных правилах и высоком уровне обмена информацией между всеми вовлеченными сторонами судоходство в Арктике может расширить экономические возможности, улучшить международное сотрудничество и способствовать устойчивой охране природной среды в регионе. Ниже приводятся главные мифы об Арктике с комментариями Медникова и Хантингтона, опубликованными на портале tpp-inform.ru.
Миф 1. Судоходство в Арктике — новое явление
В действительности количество судов и объем перевозимых в настоящее время грузов до сих пор не достигли уровня, наблюдавшегося в 1980-е годы, в советское время, когда во внутренних водах России и по Северному морскому пути осуществлялось активное судоходство. Морское сообщение между арктическими поселениями было обычным делом на протяжении более чем ста лет и по мере разработки полезных ископаемых и освоения нефтяных месторождений получило новое развитие. В Арктике накоплен большой опыт судоходства как с ледоколами, так и без них.
Миф 2. Использование ресурсов Арктики — недавно возникший феномен
Арктика была домом для коренных жителей на протяжении тысячелетий. Они использовали и продолжают использовать растения, животных и минеральное сырье своих родных мест. Коммерческое использование ресурсов Арктики, как и разведка и добыча минеральных запасов продолжались на протяжении веков. Добыча арктической нефти была начата в Канаде в 1920 году. Таяние льдов на море в летний период может улучшить доступ к ресурсам, но это не главный фактор, стимулирующий использование арктических ресурсов.
Миф 3. Потеря морского льда неизбежно приведет к расширению судоходства в Арктике
Морской лёд — это не единственный фактор, влияющий на арктическое судоходство. Свою роль также играют экономические факторы, страхование, безопасность и прочее. На фоне беспрецедентной потери морских льдов Арктика сегодня переживает изменение климата. На протяжении тысячелетий морской лед был константой Арктического бассейна, но она меняется от года к году и от десятилетия к десятилетию. В 1920-х годах, например, более теплый воздух и вода европейской Арктики вызвали потерю морского льда на большей части пространства Баренцева и Карского морей. В обозримом будущем изменение морских ледовых условий продолжится, что потребует особого отношения и внимания к судоходству в Арктике.
Миф 4. Арктическое судоходство заменит Суэцкий канал
Суэцкий канал пропускает почти миллиард тонн грузов ежегодно. Даже самые оптимистические прогнозы в отношении Северного морского пути оперируют лишь десятками миллионов тонн. И даже если площадь арктических льдов продолжит сокращаться, арктическое судоходство на протяжении еще многих лет будет ограничено в основном летним сезоном и началом осени. Трансарктические перевозки по Северному морскому пути привлекательны далеко не для всех, а лишь для некоторых судов, следующих из Азии в Европу и наоборот. Для грузовых судов, осуществляющих подвоз и вывоз грузов из мест добычи полезных ископаемых, Арктика — это не просто удобный маршрут следования, а район эксплуатации. Они не могут выбрать другой маршрут.
Миф 5. Арктическое судоходство — источник международного конфликта
В Арктике есть разногласия по поводу границ и принадлежности водных пространств. Россия и США подписали соглашение о морской границе в Чукотском и Беринговом морях, но Россия его пока не ратифицировала. Тем не менее Россия и Соединенные Штаты сотрудничают на регулярной основе по множеству научных вопросов, а также в области управления и правоприменения вдоль этой самой длинной из морских границ между ними. Да и все восемь арктических государств успешно сотрудничают по многим вопросам в Арктическом совете. Плодами этого сотрудничества стал, среди прочего, вклад в создание нового Полярного кодекса в Международной морской организации (IMO), устанавливающий стандарты на осуществление деятельности в водах Арктики и Антарктики.
Миф 6. Каждая страна сама должна обеспечивать свою инфраструктуру
Международное соглашение должно помогать каждому его участнику в случае каких-либо инцидентов. То же справедливо и в отношении судоходства. На Аляске часто говорят об отсутствии в Арктике глубоководных портов к северу от Датч-Харбора, расположенного на одном из Алеутских островов. Если в этом отношении география не благоприятствовала Аляске, то на Чукотке есть бухта Провидения, превосходная природная глубоководная гавань вблизи Берингова пролива, давно используемая в качестве ворот Северного морского пути. Использование бухты Провидения как базы для судов реагирования в экстремальных ситуациях или как порта-укрытия для судов, терпящих бедствие, было бы выгодно для всех мореходов и могло бы рассматриваться как новая возможность для развития бизнеса. Взаимную выгоду можно найти и в других вариантах сотрудничества.
Миф 7. Арктическое судоходство — катастрофа для окружающей среды
Как и любая масштабная деятельность, коммерческое судоходство не лишено рисков, а в арктических водах эти риски и их последствия могут быть особенно серьёзными. Но рисками можно управлять, а отрицательные последствия можно предотвратить. Аварийность на Северном морском пути ниже, чем в среднем в мире, что позволяет предположить, что тщательная навигация может смягчать вероятность происшествий. Помимо предотвращения аварийных ситуаций, суда могут обходить наиболее уязвимые районы, где морские млекопитающие и птицы особенно многочисленны, они могут также принять меры, направленные на уменьшение шума и риска загрязнения. Выбор более короткого маршрута означает также снижение вреда для окружающей среды.
Миф 8. Природоохранные законы вредят бизнесу
Забота об окружающей среде может помочь снизить затраты и снизить риски для бизнеса и его работников. Меры по снижению числа аварий снижают и затраты, а также уменьшают риски для окружающей среды. Многие из правовых норм, защищающих диких животных, помогают держать суда на безопасном расстоянии от мелководий и побережья. Высокие правовые требования к безопасности мореплавания и к охране окружающей среды выгодны компаниям, которые уже вкладывают средства в подготовку судовых экипажей и в специальное арктическое оборудование. Полярный кодекс IMO — верный шаг вперёд в этом направлении, но ещё не последнее слово.
Если говорить коротко, арктическое судоходство, скорее всего, будет продолжать расти. И нужно не рассуждать о том, что может пойти не так, а направлять и координировать процесс, чтобы обеспечить надежную и безопасную практику мореплавания. При правильной организации управления выигрывают и лидеры судоходной отрасли, и окружающая среда. При этом компании, чья деятельность соответствует высоким стандартам, будут иметь конкурентное преимущество и будут вознаграждены за ответственное поведение.
Наверх