РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Каждая должность на борту судна, от капитана до кока, имеет своё значение. Должность старшего помощника капитана является особенной, так как подразумевает ответственность за погрузку и выгрузку. Кроме того, занимающие эти должности офицеры отвечают за организацию работ палубной команды, что подразумевает тесное взаимодействие с членами экипажа. Старпом должен хорошо разбираться в людях, чтобы эффективно управлять имеющимися в его распоряжении человеческими ресурсами, и при этом поддерживать безопасность и дисциплину. В то же время, слишком авторитарный тип руководства имеет отрицательные последствия, так как создаёт напряженную рабочую атмосферу на борту. Умение найти и сохранить баланс между демократичным и авторитарным стилями управления приходит с опытом. Ресурс Marineinsight приводит несколько примеров, которые демонстрируют, в каких ситуациях может оказаться старпом.
Ситуация №1. Дело было за несколько часов до обеда на борту судна, направлявшегося в Сингапур, во время перехода через Южно-Китайское море. Второй механик и капитан пошли инспектировать грузовой танк VLCC. Внезапно прорвало карман газа, и, прежде чем они смогли понять, что происходит, оба потеряли сознание. Старпом, понимая, что два старших должностных лица судна временно «выбыли из строя», взял на себя ответственность и принял управление судном, а хорошо подготовленная команда действовала профессионально, поэтому удалось спасти жизни обоих офицеров. Действуй старпом и команда не так слаженно, всё могло обернуться катастрофой. Способность брать на себя инициативу, сохранять спокойствие, силу духа и своевременно принимать решения в критической ситуации — это те качества, которые позволяют старшему помощнику выступать в роли «правой руки» капитана.
Ситуация №2: Старпом пришел к боцману, указал на него пальцем и отдал приказ: «Боцман! Передай мне шланг. Он мне нужен!» Однако боцман, вместо того, чтобы передать старпому шланг, стал гоняться за ним по судну и угрожать расправой. В ходе расследования выяснилось, что боцман и старпом – люди разных национальностей и разных культур. В той среде, где воспитывался боцман, указание на человека пальцем считалось серьезным оскорблением. Впоследствии руководство компании решило организовать межкультурные тренинги, на которых комсостав знакомили с обычаями и традициями разных национальностей. Позже боцман сказал, что если бы старпом добавил тогда слово «пожалуйста», он бы с готовностью передал ему шланг. После обсуждения ситуации с капитаном, руководство признало, что боцману необходимо пройти курс сдерживания эмоций и управления гневом. Таким образом, мы видим, что навыки межличностного общения играют важную роль в создании благоприятной рабочей обстановки на судне.
Ситуация №3. Моряки устроили небольшие «посиделки» в «курилке», но через некоторое время стали вести себя слишком шумно. Старпом попытался призвать их к порядку и накричал на одного из моряков. Тот, разозлившись, ударил старпома в челюсть и выбил ему зуб. Данный инцидент произошел несколько лет назад, и тогда многие в отрасли заговорили о проблеме поддержания дисциплины на борту торговых судов.
Капитан и старпом отвечают за поддержание дисциплины на судне, кроме того, они должны следить за тем, чтобы в рабочем коллективе была доброжелательная, здоровая психологическая атмосфера. Старпом выполняет роль связующего звена между членами экипажа.
Несколько советов для старпома:
По материалам ЦИА РПСМ
Наверх