25.07.2016

«На моряках лежит большая ответственность»

Криминализация моряков все еще остается для отрасли одной из самых серьезных проблем. Работа на судне может быть тяжелой и требовательной: во время рейса моряки несут ответственность не только за себя, но за судно и груз, который они перевозят. И когда в море случаются непредвиденные инциденты, чаще всего всю вину возлагают именно на членов экипажа. Так что же делать моряку, попавшему в инцидент на море?

Представители судоходной отрасли едины в своем мнении, что криминализация моряков несет угрозу для будущего мореплавания в целом: несправедливое отношение к морякам наносит удар по престижу профессии и серьезно снижает шансы привлечь на флот квалифицированных специалистов. Так, в настоящее время любой серьезный инцидент на море, даже непреднамеренный, может привести к обвинению членов экипажа и принятию к ним таких же мер, как к уголовным преступникам.

– На моряках лежит куда больше ответственности, чем на представителях береговых профессий: они работают на объектах повышенной опасности, перевозят грузы, способные в случае аварии нанести серьезный ущерб окружающей среде. Но ведь по факту моряки тоже люди и могут совершать ошибки. Безусловно, инциденты на море могут привести к серьезным проблемам. Но вина моряка должна определяться не в соответствии с масштабами причинённого ущерба, а в соответствии с теми действиями, которые он предпринял или же не предпринял. Нужно учитывать, сделал ли член экипажа все возможное, чтобы предотвратить инцидент, а в дальнейшем минимизировать его последствия, организовал ли эвакуацию людей с судна, если речь идет о пассажирских перевозках и так далее. И только с учетом этой информации должна устанавливаться степень наказания, – говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ Александр Бодня.

Загрязнение окружающей среды, столкновения судов и прочие аварии случаются довольно часто и каким бы опытом и профессионализмом ни обладали моряки, к сожалению, на море не все зависит только от человеческого фактора. В помощь морякам, ставшим участниками инцидента на море, Международная федерация транспортных рабочих (МФТ) подготовила общие рекомендации:

1. Следует помнить о существовании международных гарантий, которые обеспечат вам справедливое отношение в том случае, если проводится расследование или если вас задержали в связи с упомянутым происшествием.

2. Помните, что информация, сообщенная во время расследования морского происшествия, может быть использована против вас в рамках уголовного преследования. Таким образом, если вас допрашивают по поводу происшествия, в котором участвовало ваше судно, то требуйте, когда это необходимо, присутствия адвоката, свяжитесь с вашим профсоюзом и/или компанией, для того чтобы получить юридическую консультацию или помощь.

3. Государство, под флагом которого ваше судно плавает, в соответствии с международным правом может начать юридическую процедуру, заключающуюся в требовании немедленно освободить моряков, задержанных в связи с морским происшествием или загрязнением морской окружающей среды. К сожалению, государства удобных флагов печально известны тем, что они не используют это право для освобождения экипажей судов, плавающих под их флагом.

4. Судовладелец и страховщики судна должны обеспечить вас юридической поддержкой и консультированием в случае вашего ареста или задержания, а также удовлетворять ваши социально-бытовые потребности, если такие возникнут. 

↑ 

Наверх