22.07.2016

Специальные программы помогут спрогнозировать уровень шума на судне

При работе на судне моряк неизбежно сталкивается с воздействием громких звуков, что со временем может привести к ухудшению слуха. Высокий уровень шума – выше 85 дБ – вызывает потерю слуха. Частичное или полное нарушение слуха сегодня является одной из главных причин по которой моряки не проходят профосмотр. За последние 10 лет число таких моряков увеличилось на 40%. В первую очередь, это касается тех, кто работает в машинном отделении.

С 1 июля 2014 года вступил в силу Кодекс об уровне шума на борту судов (Noise Code) Международной морской организации (IMO), который призван бороться против потери слуха моряками, повысить уровень комфорта и безопасности на судах. Согласно Кодексу, для каждого помещения на борту судна существует своя норма допустимого уровня шума, и судовладельцы обязаны убедиться, что их суда отвечают этим нормам. Для борьбы с «шумовой опасностью» также были разработаны два проекта, над которыми работал профессор Шури из Токайского университета. Целью одного из них, работа над которым велась с 2011 года, стала разработка программ, способных предсказать уровень шума. Второй проект, над которым начали работать в марте прошлого года, ставил задачу разработать технологию контроля шума, что позволило бы снизить его уровень в каютах. Согласно Кодексу, уровень шума для кают на судах валовой вместимостью от 1600 до 10 000 Gt не должен превышать 60 дБ, на судах валовой вместимостью более 10 000 Gt – 55 дБ.

В ходе работы над проектами был проанализирован массив данных о шумах и вибрации, измерены различные акустические свойства, как например, зависимость звукоизоляции от конструкции каюты и коэффициенты поглощения звука кабинами. Эти данные необходимы для разработки программ по прогнозированию уровня шума и мер по контролю над ними. Профессор Шури говорит, что по его мнению, технология, позволяющая идентифицировать источник шума, а значит – понять, как его контролировать – один из наиболее эффективных методов для сокращения уровня шума на судне.  

При этом никто не сбрасывает со счетов необходимость пользоваться средствами защиты органов слуха. «Более всего вредному воздействию от шума и вибрации подвержены члены машинной команды, в инструкциях по охране труда обязательно прописано, что при работе и посещении машинного отделения члены экипажа обязаны надевать средства защиты от шума – беруши и наушники», – говорит главный технический инспектор труда РПСМ Евгений Хижняк. По его словам, нет ничего удивительного в том, что с каждым годом растёт число моряков с нарушением слуха: мощность энергетических установок за счет использования высокооборотных дизельных двигателей и газовых турбин за десятилетия выросла в разы, что, в свою очередь, увеличило звуковое давление, которое моряки ощущают не только в машинном отделении, но и в целом по судну. 

↑ 

Наверх