РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В 2013 году был запущен специальный проект Martha, изучающий проблему усталости в работе моряка: почему она возникает, в чём разница между сонливостью и усталостью, как предотвратить её возникновение. Проект возглавляет Варсашская Морская Академия в Саутгемпт-Солентском Университете, в консорциум также входят Институт изучения стресса в Стокгольме, Центр морского здравоохранения общественности в Эсбьерге, Саутгемптонский университет и Дяланьский морской университет в Китае.
Результаты исследований показывают, что усталость моряков приводит к сонливости, и моряк может заснуть во время своей вахты.
Целью проекта было сопоставить результаты исследований с Системой управления рисками, связанными с усталостью (FRMS), и выработать тренинги по избеганию утомляемости, разработать советы по минимизации или предотвращению несчастных случаев, связанных с усталостью. Принимая во внимание культурные различия, которые могут быть у членов экипажей из разных частей света, проект работал не только в Европе, но и в Китае.
Проект провёл два исследования с участием капитанов судов и их экипажей. Первое исследование предполагало наблюдение в течение трёх-четырёх месяцев за психо-социальными аспектами, влияющими на усталость моряков. Добровольцы оценивали уровень усталости, а также периодически надевали специальный прибор, похожий на часы, Actiwatches. Он составляет уникальный график сна и позволяет выявить наличие так называемого «недосыпа» у человека, установить уровень его работоспособности. Во втором исследовании оценивали эффективность применения FRMS.
Среди факторов, влияющих на утомляемость, были выявлены: безопасность на рабочем месте; окружающая среда; должностные обязанности; качество сна; нерегулярность часов работы; количество часов отдыха. При этом исследование показало, что капитаны куда более подвержены утомляемости, чем остальные члены экипажа, что может в конечном счёте сказаться на безопасности судна. На то есть ряд причин:
· У капитанов больше часов работы в неделю.
· Капитаны испытывают чуть больший стресс перед окончанием рейса, чем остальной экипаж.
· Они больше встревожены по утрам, нежели по ночам.
· После рейса капитаны чрезвычайно измотаны.
· Как правило, капитан весит чуть больше, чем другие члены экипажа.
· Капитан и вахтенный спят меньше остальных членов экипажа.
Основные выводы, которые были сделаны по результатам проекта:
· Чем дольше моряк находится в море, тем ниже его мотивация к работе.
· И стресс, и усталость куда сильнее воздействуют на моряков в конце рейса, чем в начале. При этом некоторые моряки отмечают, что работать в порту им сложнее, чем в море.
· Уровень сонливости почти не меняется в течение рейса
· 6% участников исследования заявили, что к концу рейса уровень стресса повышается.
Интересные результаты можно выделить и с культурной точки зрения:
· Европейские моряки работают меньшее количество часов, чем их китайские коллеги.
· Китайцы на сухогрузах работают в среднем по 15,1 часов в день, в то время, как европейцы – по 10,2 часа в день.
· Моряки, работающие на китайских и европейских операторов, по-разному определяют для себя ежедневные факторы, оказывающие влияние на утомляемость.
· Исследование показывает, что видимые результаты стресса и усталости больше присущи китайским морякам, а не европейским.
Стоит отметить, что работоспособность моряков на борту является залогом безопасности не только их самих, но и других членов экипажа.
Наверх