08.07.2016

Председатель РПСМ Юрий Сухоруков встретился с министром транспорта РФ

В Министерстве транспорта 6 июля состоялась встреча с представителями профсоюзов морского и речного транспорта.  

В мероприятии приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, председатель Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков, главный эксперт по правовым вопросам РПСМ Валерий Нефёдов, председатель РПРМТ Валентин Сиротюк, председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко, статс-секретарь – заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, заместитель министра – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, директор Административного департамента Минтранса Константин Пашков, директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев, заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк.

Во вступительном слове Максим Соколов отметил, что тема социального партнёрства во всех отраслях и тем более в отрасли транспорта, является самой значимой. Он также подробно рассказал о некоторых законопроектах в области морского и речного транспорта. Заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов проинформировал участников встречи о том, что в соответствии с последними изменениями в законодательстве в отношении присвоения звания «Ветеран труда» из всего набора ведомственных наград, дающих основание для присвоения этого звания, остаётся только знак «Почётному работнику транспорта РФ».

Как рассказал Юрий Сухоруков, перед встречей вопросы для обсуждения были направлены в министерство. На самом совещании были озвучены наиболее значимые для морской отрасли проблемы: имплементация Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), защита национального морского рынка труда и морское образование. Кроме того, открытым остается вопрос о создании Единой лоцманской службы и решение конфликта между частными и государственными лоцманскими службами. Эти темы уже поднимались на апрельской встрече в министерстве с отраслевыми профсоюзами и организациями транспортного комплекса. За два месяца, прошедших между встречами, министерство подготовило ответы, но они содержали лишь разъяснения ситуации и ссылки на законодательные акты. Но для профсоюза важна позиция собственно министерства, поэтому вопросы пришлось поднимать вновь. И в этот раз по некоторым пунктам Минтранс наконец услышал РПСМ.

В частности, Минтранс согласился с позицией РПСМ о необходимости защиты национального морского рынка труда. Так называемые зоны свободных портов предполагают освобождение резидентов от получения разрешения для привлечения на работу иностранных граждан. РПСМ занимает в этом вопросе твёрдую позицию о необходимости запрета использования иностранной рабочей силы при разработке, перевозке сырья на континентальном шельфе, особенно в арктической зоне. Это обусловлено и стратегическим характером сферы деятельности, и суровыми условиями труда, и ущербом трудовым интересам российских граждан. По словам Юрия Сухорукова, многочисленные письма по этому вопросу не находили отклика в ведомстве. Однако на совещании руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский согласился с важностью проблемы и с тем, что она действительно заслуживает внимания и вмешательства со стороны министерства.  

Что касается разработки комплексного законодательного акта для имплементации КТМС, предполагающего внесение изменений в действующее законодательство, главным образом, в главу ТК «Особенности регулирования труда работников транспорта», то этот шаг в министерстве считают избыточным. «Для чего мы хотим сосредоточить в одном месте все положения Конвенции? Чтобы у моряков имелось целостное представление о КТМС, чтобы человек открыл Кодекс и увидел свод норм и правил. Сейчас они разноуровневые, разбросаны по примерно 40 законодательным актам: законам, подзаконным актам, постановлениям правительства, актам министерств и ведомств. Поэтому мы хотели по примеру Международной организации труда (МОТ) объединить всё в один закон. Но мы не находим у министерства понимания: нам отвечают, что это ненужное дублирование», — говорит Юрий Сухоруков.

По вопросу о морском образовании были озвучены основные проблемы – трудности в прохождении плавпрактики, падение престижа профессии, а также пресловутый 62 приказ Минтранса, согласно которому выпускники средних морских профессиональных учебных заведений не могут занимать должности старшего комсостава. Министерство согласно с тем, что учебным заведениям действительно необходимо больше учебных судов, но в целом проблем с образованием они не видят и считают, что РПСМ сгущает краски. Между тем, в РПСМ уверены, что 62 приказ не только создаёт ограничения для моряков, но и ставит под удар все среднее специальное образование в России. Выпускники как высших, так и средних морских учебных заведений в равной мере достойны занимать должность старших командиров морских судов; специалисты со средним образованием работали и работают не хуже других, о чём свидетельствует открытое письмо архангельских капитанов министру транспорта.

Председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко поднял вопрос о специальной оценке условий труда. В портах снизился класс вредности работников, при том, что никаких изменений в организации труда не произошло. В итоге работодатель пытается лишить докеров дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, хотя закон прямо говорит, что льготы должны сохраняться. Докеров также беспокоит вопрос о наёмном труде. Многие порты стали применять заёмный труд, хотя он запрещён в РФ. «Порты заключают гражданский договор либо с конкретным гражданином на услуги по работе с грузом, либо с фирмой ООО «Рога и копыта» о том, что их работники будут перегружать конкретный груз на конкретном судне. В результате, в порту появляются работники, которые не застрахованы, у них непонятные ставки, многие приходят в своей одежде, а не в спецодежде. И мы не можем судить ни об их квалификации, ни знают ли они требования охраны труда. То есть они могут и грузу навредить, и себя покалечить, и других. В Минтрансе нам рекомендовали по этому вопросу обращаться в Минтруд. Но мы туда уже обращались с просьбой о запрете разгрузочно-погрузочных работ сторонними работниками, однако вопрос пока не сдвинулся с мёртвой точки», — рассказал Василий Козаренко.  По его словам, он был удивлён тем, что Минтранс, который отвечает за безопасность в портах, так прохладно отнёсся к вопросу. Профсоюз договорился с руководителем департамента государственной политики Минтранса о том, что РПД подготовит доклад о том, к каким последствиям приводит привлечение сторонних организаций. Василий Козаренко также обратил внимание министра на ситуацию с морскими портами Крыма, в частности, в Феодосии. Там разрушается причал и нет грузопотока, из-за чего уже объявили первую волну сокращений. Обещанной в июне встречи профсоюзов с министерством транспорта Крыма пока не состоялась. 

Из положительных итогов встречи – было принято решение возобновить заседания рабочей группы по совершенствованию лоцманской деятельности. Здесь три основных вопроса: необходимость создания Единой лоцманской службы, совершенствование режима рабочего времени лоцманов, и разработка правила по охране труда в части посадки на судно и схода с него.

↑ 

Наверх