06.07.2016

Второй день Недели действий: удобные флаги вновь бьют по трудовым правам моряков

Представители Российского профсоюза моряков во главе с председателем Дальневосточной региональной организации (ДВРО РПСМ) Николаем Сухановым продолжают инспектировать суда в рамках Недели действий против удобных флагов, которая стартовала вчера, 5 июля. Сегодня профсоюзные активисты посетили суда, стоящие у причалов Находкинского морского порта, где столкнулись с ярким примером использования судовладельцем удобного флага.

На судне «NEW HUNCHUN» (флаг Ямайки, ИМО 9536272) мало того, что не было коллективного договора ITF, так ещё и ни у одного из 16 членов экипажа из Северной Кореи на руках не было индивидуальных контрактов. Китайский судовладелец набрал самую дешёвую рабочую силу, какую смог найти, и выплачивает морякам минимальную зарплату, сокращая издержки за счёт снижения жизненного уровня и ухудшения условий труда моряков. Заработная плата капитана на судне — на уровне $1500, матроса — $500, кормят моряков на $4,5 в день.

Как отметил Николай Суханов, отсутствие прозрачности в системе удобных флагов открывает простор транснациональной преступности и терроризму. В этой системе исчезает связь между судном и государством, под флагом которого оно ходит.

Чтобы исправить ситуацию, было принято решение направить нотис судовладельцу о необходимости заключения коллективного договора ITF, также поставить в известность капитана порта Находки о необходимости задержания судна в порту в связи с отсутствием у моряков индивидуальных контрактов. В письме капитании порта Николай Суханов попросил провести проверку судна, а о результатах сообщить в РПСМ.

Не было коллективных договоров, отвечающих требованиям ITF, и на двух балкерах японских судовладельцев — «BIG GLORY» (флаг Панамы, ИМО 9302815) и «GLORIOUS FUTURE» (флаг Панамы, ИМО 9370977). Из-за их отсутствия моряки даже не знают, на какую сумму застраховал их судовладелец на случай травмы или смерти на борту. На обоих судах есть декларация соответствия морским трудовым стандартам, а у моряков — индивидуальные контракты.

На «BIG GLORY» капитан получает $7300, матрос — $1350, питание организовано на $7,5. Экипаж состоит из 21 китайца. На втором балкере экипаж состоит из 19 филиппинцев, зарплата капитана — $6000, матроса 1 класса — $1000, расходы на питание — $7 в сутки.

Экипажам подробно рассказали о деятельности РПСМ и Международной федерации транспортников (ITF), показали газеты и журналы с информацией о правах моряков на английском и китайском языках. После того, как моряки узнали о преимуществах коллективного договора ITF, они попросили представителей РПСМ обратиться к судовладельцу с требованием о необходимости заключения такого договора. Было принято решение послать судовладельцам нотисы о заключении коллективного договора по стандартам ITF до отхода из порта Находки.

Только одно судно из проинспектированных сегодня было покрыто коллдоговором: балкер «PRETTY KEEL» (флаг Панамы, ИМО 9502831) гонконгского судовладельца. Все 22 китайских моряка — члены профсоюза. Договор подписан профсоюзом моряков Гонконга, входящим в ITF. Инспекция подтвердила также наличие индивидуальных контрактов и декларации соответствия морским трудовым стандартам.

Заработная плата у капитана — $5800, у матроса —$1806, питание организовано на $8. Экипаж застрахован от несчастных случаев на борту: рядовые моряки — на сумму $96909, средний командный состав — на $129212, старший командный состав — на $161514.

Отметим, что акция по борьбе с удобными флагами проводится ежегодно, несколько раз в год, и направлена на защиту прав моряков. Совместные инспекции представителей профсоюзов и ITF помогают морякам, независимо от их национальной принадлежности, добиваться прав на достойные зарплату и условия труда, прописанные в коллдоговорах ITF. Сегодня этими договорами охвачено около трети всех судов под удобными флагами, что обеспечивает прямую защиту более чем 150 тыс. моряков.

↑ 

Наверх