06.07.2016

Старший механик Андрей Лещенко: «Мы просто не можем жить без нашей работы»

Андрей Юрьевич Лещенко, старший механик «NS Laguna» («SCF Novoship») не может представить себя работающим на берегу. С восьми до пяти? Как это?

– Моя жена Елена иногда шутит надо мной: «Вы механики, как возвращаетесь из рейса, так вечно начинаете ругаться, какой тяжелый был контракт. Но стоит вам вместе на берегу собраться на посиделки, так только и делаете, что часами рассуждаете про море и про главный двигатель». И знаете, она права: мы просто не можем жить без нашей работы.

В Новороссийское высшее инженерное морское училище (НВИМУ) Андрей Лещенко поступил после армии. Учеба в «вышке» дала ему круг общения на всю жизнь. Со многими, с кем он сейчас работает, знаком еще с тех, курсантских, времен.

За время карьеры Андрей Юрьевич работал всего на трех судах. И первым стал танкер «Евгений Титов»:

– Как только начал работать, то сразу понял: не бывает двух одинаковых рейсов – из каждого выносишь какой-то уникальный «багаж», – вспоминает он. – Но самые главные знания тебе дают люди. Те, на которых хочется равняться, и которых впоследствии смело можешь назвать своими учителями. Для меня таким стал старший механик Сергей Загоскин. Именно он помогал мне вырабатывать «командный голос». Для меня этот человек стал кладезем морских традиций и носителем особенной, морской этики.

Сергей Аркадьевич донес до молодого офицера простую мысль:  флот одиночек не терпит. И дело даже не только в том, что судно требует командной работы. Просто чисто психологически невозможно выжить одному в закрытом пространстве посреди океана.

– Я сам только с годами понял, как важны в море те грани общения, о которых мне постоянно толковал Сергей Аркадьевич: к человеку не надо лезть в душу, но если видишь, что ему требуется объясниться, выговориться, нужно выслушать и проявить понимание, – вспоминает Лещенко.

Еще одним своим учителем  Андрей Юрьевич считает стармеха Максима Зюганова. Они с ним почти что ровесники.  Разница – два курса «вышки».

– Во время учебы нам случалось помогать друг другу, – рассказывает Андрей Юрьевич. – Я, например, не раз его конспектами пользовался. И на «Евгении Титове» его грамотность и техническое чутье стали для меня образцовым.  В свое время, именно благодаря Максиму Юрьевичу, я вывел для себя важное правило: сто раз подумать, прежде чем куда-либо лезть.

Андрей Лещенко признает, что с годами  романтика ушла, а новизна ощущений от посещения иностранных портов притупилась. Но в те годы, когда он только начинал работать в морях, самые яркие впечатления о мире получил именно на «Евгении Титове».

– Запомнились мне «паточные рейсы», как я их называл, в начале «нулевых». Возили патоку с Суматры и Явы в южную Корею. В первую очередь, меня поразил контраст между современной и ухоженной Кореей и портами Индонезии. В порту здесь используется исключительно ручной труд. На улицах мопеды вместо такси. И город просто кишит от огромного количества разнообразной живности: попугаи, макаки, какие-то ящерицы. И все это в самый неожиданный момент выскакивает из-под ног.  Но самое интересное, что  бывали мы там зимой: вода в море – 30 градусов, пляж – сплошной песочек, а в воде никого. Спрашиваем у местных: «Чего же вы не купаетесь?». Они нам с недоумением отвечают: «Так ведь зима же».

На «Евгении Титове» Андрей Лещенко отработал номерным  механиком и ко второй половине «нулевых» вырос до старшего механика. Но первый свой рейс в этой должности делал уже на танкере «Валерий Чкалов».

– Хотя эти танкеры и принадлежали к одной серии, и спускались на воду один за другим, я сразу почувствовал разницу, – вспоминает Андрей Юрьевич, – И разница была, конечно, не в «железе», а в моем отношении. Теперь за всю «машину» отвечал я. Ведь в любой момент времени тебя могут поднять по звонку с той или иной проблемой, и за те минуты, пока ты спускаешься в машинное отделение, уже должно созреть готовое решение этой проблемы. 

В 2008 году пароходство направило  Андрея Юрьевича на танкер «NS Laguna» вторым экипажем. Там он познакомился с капитаном Владимиром Борком.

– Владимир Германович из старой плеяды капитанов, – рассказывает старший механик. – Для меня он образец настоящего морского волка. Невысокий, коренастый, с волевым взглядом и, по-моему, настоящей эйдетической памятью. Назови любую дату, пять-десять  лет назад – ответит, не задумываясь, со всеми подробностями, в каком порту или какой части мирового океана он в это время был. Как и все офицеры старой закалки, он  демонстрировал широкий кругозор. Мог, например, продекламировать русских классических поэтов. И это всегда было к месту, в тему, злободневно. От него мне и всему экипажу передалось трепетное отношение к нашему «кормильцу». Вернее, «кормилице». Владимир Германович любил приговаривать : «В нашей серии судов три “мальчика”: NS Leader, NS Lion, NS Lotus и лишь одна “девочка” – NS Laguna. Вот и будем относиться к ней, как к леди».

Во время работы на «NS Laguna» Андрей Юрьевич получил нагрудный знак  «За безаварийную работу на морском транспорте» (пять лет). Но так как он хорошо помнит, что на флоте нет место одиночкам, то смело может сказать, что это заслуга и его машинной команды тоже.

В ее рядах есть замечательный электромеханик Алексей Чугуевский. Как и многих других моряков, Андрей Лещенко помнит его еще со времен «вышки». В XXI веке, когда все кругом автоматизировано, его умение управляться с электроникой на судне просто незаменимо. Второй механик Дмитрий Болочагин на «NS Laguna» с приемки. Начинал еще четвертым и вот вырос – практически готовый стармех. И, конечно же, третий механик Алексей Таймаров. Он, как и все, ежедневно показывает высокий уровень профессионализма.

– В октябре прошлого года мы стояли на рейде под Новым Орлеаном, – рассказывает стармех Лещенко. – Нам предстояло плановое освидетельствование котлов у DNV. Для тех, кто не знает, могу рассказать: это большой объем работы в очень короткие сроки. За пять  дней нам нужно остудить, разобрать, почистить и предъявить инспектору два котла. И ребята все проделали без сучка и задоринки. А ведь после этого нам еще предстоял ответственный веттинг у «ConocoFhillips-66». Так что моя команда ежедневно совершает свой маленький подвиг.

Если была бы возможность начать жизнь заново, Андрей Лещенко ничего бы менять не стал. И самое главное, профессию выбрал бы ту же.

– Мы моряки, как волшебники, – рассказывает он. – Ведь судно – это всего лишь кусок железа. Ему нужны такие, как мы: люди с руками, которые вдохнут в него жизнь. Ну, скажите, разве у нас не чудесная профессия? Поэтому, воспользовавшись случаем,  мне хотелось бы сердечно поздравить всех моряков «SCF Novoship» с нашим профессиональным праздником – Днем работников морского и речного флота. Всем морякам крепкого здоровья, удачи и благополучия! 

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх