06.07.2016

История из жизни: машинное отделение затопило за 10 минут

Сухогруз входил во льды. В порядке подготовки к этому механики заполнили чек-лист «Плавание во льдах», среди прочего, открыли паровой вентиль в кингстоне ледового ящика, что, как они думали, предотвратит обледенение. Ночью электромеханик на вахте заметил повышение температуры в системе охлаждения пресной воды. Он позвал стармеха, который приписал подъем температуры ледовому затору в кингстоне ледового ящика при всасывании забортной воды. Для снижения температуры использовали воду из форпика танка. Чтобы расчистить затор, механики отвинтили крышку коробки, где находилась решетка кингстона. В процессе работы моряки заметили, что вода начала переливаться из коробки с решеткой кингстона. Они пытались затянуть клапан вручную, но не смогли. Рычаг и клапан задрались вверх, позволяя воде беспрепятственно заполнять машинное отделение.

Менее чем за 10 минут вода в машинном отделении поднялась до 4 м и достигла уровня решётчатого настила палубы. Стармех приказал обесточить судно и эвакуировать машинное отделение, как только заметил электрические искры.

Вскоре после этого экипаж был собран на верхней палубе и проинформирован о ситуации. Был запущен аварийный генератор, а экипаж приготовился покинуть судно. Судно дрейфовало и, несмотря на спущенный якорь и присутствие спасательного буксира, село на мель прежде, чем его отбуксировали в безопасное место.

Корпус получил пробоины и вмятины. Оборудование машинного отделения и электрические компоненты, оказавшиеся под водой, были выведены из строя.

Какие выводы были сделаны из отчёта по ситуации:

Нагретая морская вода из теплообменника сбрасывалась за борт и возвращалась к насосу, а не рециркулировалась в нижней кингстонной коробке. В результате фильтр морской воды забился льдом и талой грязью, что остановило всасывание морской воды нижней кингстонной коробкой.

Без работающего индикатора экипаж не имел визуального подтверждения того, что кингстонный клапан был закрыт.

Латунные  и стальные планки вокруг штока клапана, которые были плохо закреплены, в конце концов разъединились.

Если экипаж не знаком с правилами подготовки и эксплуатации системы водяного охлаждения судна во время плавания во льдах, существует риск перегрева главного двигателя, что приведёт к потере двигательной установки. Были признаки того, что экипаж не был должным образом ознакомлен с системой охлаждения и не имел навыков работы во льдах. Например:

экипаж неверно определил тип системы охлаждения на борту судна, когда понадобилось предоставить информацию органам власти;

подогретая морская вода, покидая различные теплообменники главного двигателя, не рециркулировалась в кингстонный ледовый ящик, чтобы расплавлять лёд;

паровой клапан кингстонного ледового ящика был открыт, чтобы предотвратить накопление льда и слякоти, несмотря на указания в документации, что это неэффективно.

↑ 

Наверх