05.07.2016

Стартовала Неделя действий против удобных флагов

В странах Восточной Азии стартовала очередная акция по борьбе с удобными флагами, которая продлится до 7 июля. Кампания направлена на защиту трудовых прав моряков, работающих на судах под удобными флагами. В ней принимают участие профсоюзные организации моряков и докеров Японии, России, Южной Кореи и Тайваня.

Сегодня, 5 июля представители Российского профсоюза моряков (РПСМ) посетили суда в порту Восточный. Инспекцию возглавил председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ (ДВРО РПСМ) Николай Суханов.

Первые два балкера, которые проверили профсоюзные инспекторы, принадлежат японским компаниям из Хиросимы и Токио: «Kyowa Sansho» и «Shinken Bussan Co Ltd» соответственно. Оба судна не покрыты коллективным договором ITF, но имеют декларации соответствия морским трудовым стандартам, у моряков есть индивидуальные контракты.

На «Sunroad Mitoy»(флаг Панамы, ИМО 9592898), чей экипаж состоит из 18 филиппинских моряков и одного японца, зарплата капитана составляет $6000, ставка матроса первого класса — $700, питание организовано на $7,5 в день. На балкере «Orient Ace» (флаг Сингапура, ИМО 9228241) зарплата капитана составляет $5700, матроса первого класса — $1000, питание организовано на $5,5. Экипаж состоит из 18 филиппинских моряков.

Не оказалось коллективного договора и на балкере «Sea Future» (флаг Маршалловых островов, ИМО 9317810) южнокорейской компании «SW Shipping Co Ltd». У всего экипажа (19 бирманцев и два корейца) на руках есть индивидуальные контракты, также на судне имеется декларация соответствия морским трудовым стандартам. Зарплата капитана — $8000, матроса — $1300, питание организовано на $10.

В связи с отсутствием коллективных договоров, отвечающих требованиям ITF, инспекторы приняли решение направить недобросовестным судовладельцам нотисы о необходимости их заключения.

Профсоюзные инспекторы рассказали членам экипажей посещённых судов о деятельности Международной федерации транспортников (ITF) и РПСМ по защите прав моряков, передали журналы ITF на английском языке. Работник Международного морского клуба в Находке, принимавший участие в инспекции, пригласил моряков посетить Интерклуб в свободное от работы время. Многих моряков заинтересовало приглашение: в клубе можно пообщаться с родственниками по Скайпу.

Единственным судном с действующим коллдоговором стало «Atayal Ace» (флаг Панамы, ИМО 9643611) тайваньской компании «Wisdom Maritime Lines», укомплектованное 20 моряками из Вьетнама. Коллективный договор подписан с Тайваньским профсоюзом моряков. Зарплата  капитана — $5700, матроса первого класса — $1000, питание организовано на $6,5.

Таким образом, в первый день акции только на одном проверенном судне имелся коллективный договор ITF, на остальные будут направлены нотисы о необходимости их заключения до отхода из порта Находки. Проекты договоров будут предоставлены капитанам судов, и в случае подтверждения судовладельцами капитаны смогут подписать коллдоговоры. Из плюсов – на всех проверенных судах отсутствуют задолженность по зарплате и жалобы на условия труда.

Отметим, что морские профсоюзы, входящие в ITF, включая Российский профсоюз моряков, разработали комплексную стратегию по внедрению трудовых стандартов для моряков, работающих на судах под удобными флагами. Эти стандарты легли в основу коллективных договоров ITF, которые устанавливают зарплату и условия труда для экипажей судов под удобными флагами, независимо от их национальной принадлежности. Около трети всех судов в мире, плавающих под удобными флагами, охвачены сегодня договорами ITF, которые обеспечивают прямую защиту более чем 150 тыс. моряков. 

Каждый год ITF и профсоюзы помогают морякам взыскивать с недобросовестных судовладельцев задолженности по зарплате и компенсации за смерть или инвалидность, которые исчисляются миллионами долларов.

Как рассказывает Николай Суханов, в прошлом году ДВРО РПСМ принимала активное участие в трех кампаниях против удобных флагов в странах Восточной Азии. В период проведения кампаний инспекторами РПСМ было проверено 39 морских судов в портах «Находка» и «Восточный». Благодаря активной работе специалистов ДВРО РПСМ в 2015 году морякам была возвращена задолженность по зарплате и компенсация за причиненный вред в размере более $1,3 млн. В ДВРО РПСМ в прошлом году обратилось более 250 моряков из 10 экипажей. По составленным юристами организации исковым заявлениям и с помощью прокуратуры региона было арестовано пять судов из-за невыплаты зарплат морякам.

↑ 

Наверх