29.06.2016

Александр Артёменко: «Лучше состоять в профсоюзе»

Работа в море бывает непредсказуемой, и обстоятельства могут обернуться против членов экипажа в любой момент. Российские моряки, попав в непростую ситуацию за границей, очень часто рискуют остаться ни с чем. Например, механик со стажем Александр Артёменко, недавно оформивший профсоюзный билет в офисе Балтийской территориальной организации (БТО) РПСМ, убедился в этом на собственном опыте. Теперь он уверен – лучше состоять в профсоюзе, чем не состоять.

– Года четыре назад я устроился на одно из рыболовецких судов. Взяли на один рейс по контракту. Я попал на рефрижератор, который стоял в ремонте в Клайпеде, – рассказывает моряк. – Нам сказали, что ремонт скоро будет закончен. Месяц сидим, два сидим. Денег нет, аванса тоже, а мы за границей, по сути, брошены судовладельцем, даже купить ничего не можем – не на что. В общем, три месяца мы не получали зарплату. Хорошо ещё, что стармех и 3-й механик были членами профсоюза.

Моряки обратились за помощью к инспектору Международной федерации транспортников (МФТ) в Клайпеде. Он приехал с инспекций, принял заявления от членов экипажа. Через две недели всех репатриировали за счёт судовладельца, задолженность выплатили всю до копейки.

– Именно этот случай во многом повлиял на мое решение вступить в Российский профсоюз моряков, – говорит Александр.

Практически вся трудовая жизнь Александра Артёменко, которому сейчас 49 лет, связана с военно-морским флотом. На гражданские морские суда он перешел работать сравнительно недавно.

– Сам я из небольшого села Луганской области в Украине, – рассказывает Александр. – В советское время всё, что было связано с подготовкой морских специалистов, считалось очень престижным и перспективным с точки зрения дальнейшего трудоустройства. 

Мама Александра тайком от сына направила все необходимые документы в 42-ую школу СРП ВМФ (специалистов рядового плавсостава) в Кронштадт. И когда Александра должны были призывать в армию (а служить ему предстояло в Афганистане), неожиданно пришел ответ. 

– Предоставленные мамой документы изучили и мною очень заинтересовались, — говорит Артёменко. — Можно сказать, что наши интересы совпали. Так я стал учиться на моториста силовых судовых установок.

После окончания мореходки в 1985 году Александр Артёменко по распределению оказался в отдельной бригаде аварийно-спасательных судов Северного флота. 

– Мне предстояло отработать три года гражданским специалистом в ВМФ, где есть спасательные буксиры, – поясняет моряк. – Изначально я попал на водолазный катер, где работал мотористом, обслуживал двигатель: занимался подъёмом и осмотром затонувших объектов в районе Кольского полуострова.

В 1989 году Артёменко уже работал на самом мощном океанском спасательном буксире в мире – проекте Р-5757, который строился вместе с судном-близнецом «Фотий Крылов» по заказу ВМФ СССР в Финляндии.

– Принимали мы его в Рауме, назвали «Николай Чикер». Судно занесено в Книгу рекордов Гиннеса по развиваемой тяговой мощности, – рассказывает Александр. – «Николай Чикер» оснащен рядом комплексов, предназначенных для выполнения спасательных работ, в том числе и подводных: барокамерой, водолазным снаряжением, дистанционными подводными видеокамерами, устройствами для размывки грунта, сварки и резки металла под водой, металлоискателями. На нём установлены мощные норвежские лебёдки. Это судно очень бы пригодилось, когда затонул «Курск», а вышло так, что его как раз тогда отдали в аренду грекам.

На «Николае Чикере» Александр Артёменко прошёл путь от моториста до 2-го механика. 

– Мы выходили в определённую точку Атлантического океана и несли дежурство в среднем по три месяца. Если судно село на мель, затонуло в зоне нашей ответственности, то реагировали. Приходили на помощь не только военным судам, но и гражданским, – рассказывает он. – В нашей бригаде были ещё два спасательных буксира с военным экипажем. Они несли дежурство по году в Гаване. И вот один из этих буксиров сел на мель. Мы находились у Шетландских островов, когда нам дали указание «двигать» туда для оказания помощи. «Спасатель» засел, надо сказать, крепко, снимали с мели его неделю. Операция была опасной, поскольку могли «разорвать» судно: корпус «сидел» на гребне. Чтобы снять его, пришлось тащить метров 200. Но нам удалось справиться с этой нелегкой задачей. 

Никогда не забудет Александр пожар на тяжелом авианесущем крейсере «Киев».

– Корабль загорелся, когда стоял в ремонтном заводе в Мурманске, – делится своими воспоминаниями моряк. – Это как раз по нашему профилю, тем более что мы были рядом. Экипаж действовал по инструкции: на моё место встал другой моторист. Я надел пожарный костюм и выдвинулся к очагу возгорания. Помню, как проверяли помещения на наличие людей, помогали военным выносить личные вещи. Потом всё заливали пеной. Там, конечно, было большое задымление. Пострадали, в основном, жилые помещения. Хорошо ещё, что авианосец стоял в ремонте без вооружения. В общем, если бы с пожаром не справились, рвануло бы так, что мало не показалось. 

Трудовая деятельность Артёменко, связанная с ВМФ, продолжалась вплоть до сентября 2014 года. В его послужном списке – многочисленные награды и грамоты.

– За отличия в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу Министр обороны России Анатолий Сердюков мне лично вручил Медаль «За трудовую доблесть», – говорит наш собеседник. – Это было в 2013 году на авианосце «Адмирал Кузнецов», когда мы вернулись с боевого дежурства. 

По словам Артёменко, лучше всего морякам было при Советском Союзе, но сейчас всё постепенно становится лучше.

— На северную пенсию я уже заработал, — говорит моряк. — Медаль «За трудовую доблесть» позволяет мне получить звание «Ветерана труда». 

В 2012 году Артеменко заочно закончил среднюю мореходку в Мурманске, которая сейчас носит название Мурманский морской рыбопромышленный колледж им. И. И. Месяцева. 

– Конечно, возраст уже не тот, но очень хотелось бы попробовать поработать на морских судах, – поясняет он. – Да и подфартило мне невероятно, могу «дослужиться» до стармеха.

Александр Артёменко имеет в ввиду действующее «Положение о дипломировании экипажей морских судов», согласно которому он, поступив в мореходку до 1 июля 2013 года, ещё имеет возможность в будущем рассчитывать на командную должность без необходимости получать высшее морское образование.

На сегодняшний день у Артёменко всё складывается неплохо: работает на рефрижераторах, трудоустраивается через одну из питерских круинговых компаний.

– Сейчас я нахожусь в резерве, – говорит он. – Сходил 4-м механиком, теперь планирую пойти третьим. Деньги платят вовремя, в целом меня всё устраивает.

Источник: БТО РПСМ

↑ 

Наверх