28.06.2016

Когда обещания не соответствуют действительности

По всей стране отзвенел последний звонок и пора экзаменов уже позади, а это значит, что в скором времени мореходные училища откроют свои двери для новых абитуриентов. Многие из тех, кто желает связать свою жизнь с морем, в силу сложившихся обстоятельств решают получать не высшее, а среднее морское образование. Вроде бы специальность будет та же, да и срок обучения меньше. Но знают ли будущие моряки, какими трудностями для них может обернуться такой выбор?

Скорее всего, нет. Ведь какие могут быть трудности, если даже министр транспорта РФ пророчит выпускникам средних учебных заведений светлое будущее в отрасли? Например, на прошлой неделе, во время торжественного вручения дипломов выпускникам Арктического морского института (АМИ) имени В. И. Воронина, в  своей речи Максим Соколов призвал вчерашних курсантов смело открывать новые профессиональные горизонты, преумножать традиции старейшего морского учебного заведения России, ставить перед собой амбициозные цели и добиваться желаемых результатов: «За время своей учебы вы приобрели не только фундаментальные знания, но и практические навыки, научились мыслить и решать сложные задачи. В учебном заведении вы активно участвовали в общественной жизни, пробовали себя в искусстве и творчестве. Мы уверены, что к нам пришли активные и инициативные, заинтересованные и увлеченные специалисты, способные реализовать масштабные инфраструктурные проекты, решить проблемы инновационного развития, особенно остро стоящие сейчас перед транспортным комплексом».

Однако столь радужные перспективы, описанные министром транспорта, на деле не соответствуют действительности. Никто из представителей власти не решился сказать выпускникам, что «открывать новые профессиональные горизонты» им будет весьма затруднительно. Ведь в соответствии с «Положением о дипломировании экипажей морских судов» (приказ министра транспорта № 62 от 15 марта 2012 года) выпускники средних морских профессиональных учебных заведений, к числу которых относится АМИ имени В. И. Воронина, занимать должности старшего комсостава не смогут. Подразумевается, что будущим старшим командирам в обязательном порядке нужно иметь высшее образование. Ограничение уже вызвало недовольство со стороны архангельских капитанов, которые раскритиковали решение министерства в открытом письме, направленном Максиму Соколову в апреле этого года. Специалисты также отметили, что «Положение» противоречит «Общероссийскому классификатору занятий» ОК 010-93 (ОКЗ), согласно которому капитаны, лоцманы и судомеханики относятся к специалистам среднего уровня классификации, что требует только специального среднего образования.

Так почему же образование, полученное в АМИ имени В.И. Воронина, равно как и в любом другом среднем морском учебном заведении, все равно считается недостаточным для командной должности? Все дело в том, что сократив сроки обучения в среднем образовании на 1 год, чиновники Минтранса постановили считать его недостаточным для дальнейшего продвижения по службе. В качестве основного аргумента выступает тот факт, что современные морские суда оснащены новейшими навигационными системами и средствами связи, справиться с которыми могут только специалисты с высшим образованием. А потому к речи губернатора Архангельской области Игоря Орлова, сказанной им во время вручения дипломов, стоит относиться с долей скептицизма: «Это день, когда недавние курсанты становятся специалистами, способными выполнять самые сложные задачи на просторах морей. Особую роль полученные знания приобретают в связи с освоением Арктики, которая требует высокопрофессионального подхода, научно-образовательного и кадрового обеспечения».

Так как же в таком случае быть выпускникам, получившим дипломы среднего учебного заведения и мечтающим построить карьеру в судоходной отрасли? Пока выход один – получить высшее образование, что само по себе звучит абсурдно: имея на руках диплом специалиста-судоводителя или механика, морякам нужно будет снова много лет учиться на судоводителя или механика.

– Такое положение дел ставит под удар все среднее специальное образование в России: те, кто захочет получить морское образование, учиться в средние учебные заведения не пойдут, потому что так они заведомо лишат себя возможности карьерного роста. Ребятам будет легче уехать в другой город, чтобы поступить там в вуз, чем тратить три года на диплом среднего учебного заведения, чтобы потом в течение 6 лет доучиваться на заочном, – считают написавшие министру письмо капитаны.

Они также обратили внимание министра на пагубное влияние политики укрупнения морских учебных заведений. Слияние с ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова не принесло АМИ ничего хорошего. Несмотря на звание филиала престижного государственного вуза, Арктический морской институт потерял свое лицо и потихоньку превращается в заштатное ПТУ, в которое будут приходить не для того, чтобы научиться работать в море, а с целью получить хоть какие-нибудь корочки.

Вассальная зависимость от головного вуза уже привела АМИ к катастрофическому положению: допотопное учебное оборудование, низкая заработная плата преподавателей специальных дисциплин, отсутствие нормальных условий для прохождения практики, нехватка учебников – все это негативным образом сказывается на качестве образования. Еще одним ударом стало решение Минобразования принимать абитуриентов в средние учебные заведения без вступительных экзаменов (по конкурсу аттестатов). При этом в 2015-2016 учебном году проходной балл для судоводителей был равен 3,05, а для механиков – 3,15. В то же время ГУМРФ запретил своему филиалу принимать ребят с 11-летним образованием. В результате большинство курсантов просто не в состоянии со своими «троечными» знаниями осилить учебную программу АМИ.

Проблемы морского образования наряду с «Положением о дипломировании экипажей морских судов» уже давно находятся в центре внимания Российского профсоюза моряков. Во время встречи Максима Соколова с представителями общероссийских отраслевых профсоюзов и организаций транспортного комплекса, прошедшей в конце апреля этого года, председатель РПСМ Юрий Сухоруков в очередной раз привлек внимание министра транспорта РФ к вопросам кадрового обеспечения транспортной отрасли и существующим проблемам подготовки специалистов для работы в море. Ожидается, что эти вопросы будут вынесены на обсуждение во время предстоящей встречи министра транспорта РФ с председателями морских профсоюзов в июле.

↑ 

Наверх