27.06.2016

Арест судна: юридическая практика

То, что в трудовых правоотношениях работник является слабой стороной – факт общеизвестный. Но одни из самых уязвимых – работники судоходной отрасли. Неуравновешенный характер трудовых отношений между плавсоставом и судовладельцами  в свое время сподвиг ведущие морские державы разработать и принять ряд международных конвенций, которые позволяют воздействовать на недобросовестных работодателей-судовладельцев.

В первую очередь речь идет о правовом способе воздействия на работодателя – морском аресте. Арест судна позволяет не только побудить судовладельца выполнить свои обязательства перед экипажем, но и дает возможность при необходимости удовлетворить их за счет продажи судна. Между тем чаще всего моряки требуют от судовладельцев погасить многомесячные задолженности по заработной плате.

Подготовка необходима

Следует тщательно подготовиться ко всей процедуре, собрать необходимую доказательственную базу. В случае если заявление об аресте подается одновременно с подачей иска, то представляется разумным подтвердить в таком заявлении характер требования, так как морской арест может быть наложен только по морскому требованию. Документами, подтверждающими характер требования, могут стать контракты о найме (трудовые договоры), приказы о принятии на работу, судовая роль, должностная инструкция, иные документы, подписанные членом экипажа на момент принятия его на работу, выписки с банковских счетов за предыдущий срок работы о получении заработной платы от работодателя.

Несмотря на то, что морской арест является специфичной обеспечительной мерой, представляющей собой задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его на территории соответствующей юрисдикции (ст.388 КТМ РФ), для его наложения необходимо соблюдать требования ГПК РФ, а именно соразмерность, наличие обстоятельств, свидетельствующих о затруднительности или невозможности исполнения решения суда, если меры не будут приняты. Хотя бывают случаи, когда суды лояльно относятся к пострадавшей стороне и используют арест с минимальным доказательством обстоятельств дела.

В такого рода спорах ярко проявляется оценочность соразмерности, так как стоимость судна практически всегда превышает задолженность по выплате заработной платы даже перед всем экипажем, сообщает ресурс rus-shipping.ru. Верным в таких случаях должен быть подход оценки соразмерности не с точки зрения количественных показателей, а с точки зрения количественных и качественных показателей, а в особых случаях только качественных. Иными словами, приниматься в расчет должен не только размер задолженности по заработной плате (вне зависимости от размера самой заработной платы), но и срок, в течение которого она не выплачивается.

Между тем, доказательствами невозможности или затруднительности исполнения судебного акта в случае его вынесения в пользу работника могут стать:

– наличие права у работодателя вывести судно из страны (если судно принадлежит ему на праве собственности);

– отсутствие имущества на праве собственности и иных правах;

– наличие судебных споров, задолженности перед экипажами других судов, признаков банкротства и прочие сведения, которые свидетельствуют о недобросовестности и проблемах внутри компании-работодателя.

Заявитель может прилагать и иные документы, которые, по его мнению, свидетельствуют о необходимости принятия обеспечительных мер и которые могут воздействовать на сознание суда таким образом, чтобы это было выгодно заявителю.

– Основная сложность ареста судна в России связана не с самой процедурой, а с квалификацией судей, которые не являются специалистами в морском праве и международных конвенциях, ратифицированных Россией. Во-вторых, у судовладельцев куда больше финансовых возможностей, чем у членов экипажа. Возможно, в некоторых случаях это помогает им воздействовать на суд, – говорит координатор Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) в России Сергей Фишов. – Куда сложнее проходит рассмотрение исков по существу: в соответствии с нашим процессуальным кодексом надо извещать ответчика, а где он находится – порой не понятно. Если судно под российским флагом, то можно воспользоваться иными средствами – просто подать в суд на работодателя по поводу задолженности по заработной плате. К тому же благодаря КТМС 2006, портовые власти (PSC) могут самостоятельно задерживать суда в случае невыплаты зарплаты и уже впоследствии, если конфликт не удается урегулировать, экипаж вправе производить судебный арест судна. При этом в России уже была масса случаев судебных арестов, вслед за которыми следовала выплата задолженности.

↑ 

Наверх