24.06.2016

Бывший капитан выпустил второе издание «Лекций по МППСС-72»

Прошло четыре года после выхода первого издания книги «Лекции по МППСС-72» —практического пособия для судоводителей по практическому применению Международной конвенции по правилам предупреждения столкновений в море с приведением конкретных примеров и подробным описанием происшествий на море. Её автор, Евгений Романович Климов, получил немало положительных отзывов из разных уголков страны. Выход второго издания «Лекций по МППСС-72» был лишь вопросом времени. 

Как писал А. П. Горобцов, к.д.п., к.т.н., доцент, директор института «Морская академия» ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»: «С Евгением Романовичем Климовым можно не соглашаться в деталях, отдельных выводах, но в главном он прав: поставленную задачу помочь будущим капитанам и старшим помощникам капитанов разобраться в правилах, которые являются очень непростыми как для их понимания, так и при их применении, он решает». 

Тираж первого издания разошелся быстро. Лекции вызвали огромный интерес среди моряков, организаций Архангельска, чья деятельность связана с морем. Несколько экземпляров книги приобрела одна из крупнейших судоходных компаний в мире — ПАО «Совкомфлот».

За время, прошедшее со дня выхода первого издания, автор «Лекций» не сидел сложа руки, а занимался доработкой книги с учетом сделанных замечаний. 

И вот Евгений Романович представляет на суд читателей вышедшее ограниченным тиражом второе издание «Лекций по МППСС-72», в котором он прокомментировал «Правило 12», относящееся к парусным судам, чего не было сделано до этого. Кроме того, книга дополнена новыми статистическими материалами, относящимися к аварийности в море.

— «Лекции по МППСС-72» на этот раз написаны для капитанов и старших помощников капитанов морских судов, а также для тех, кто готовится ими стать, — рассказал Евгений Романович. — Книга заинтересует и младших помощников. Те из них, кто читал первое издание, отмечали, что нашли немало полезной для себя информации. 

С одной стороны, «Лекции по МППСС-72» предназначены для профессиональных судоводителей. Курсантам, которые еще не выполняли свои судоводительские обязанности в качестве помощников капитана, будет трудновато вникать в те вещи, о которых говорится в книге. Но с другой...

— Думаю, среди молодых ребят найдутся эрудиты, стремящиеся расширить свои познания в области международных конвенционных требований, — полагает автор. 

Как показал опыт с первым изданием, книга своего читателя нашла. 

Стоит отметить, у Е. Р. Климова, как и у подавляющего количества представителей морской общественности в лице моряков, судовладельцев и т.д., по-прежнему много вопросов вызывает действующее «Положение о дипломировании членов экипажей морских судов» (приказ Минтранса России № 62 ОТ 15.03.2012 Г.).

— «Положение» добавило головной боли российским морякам, — уверен Е. Р. Климов. — Одна из основных проблем документа: завышенные требования по стандартам подготовки и дипломирования. Национальные требования к морскому образованию в России, если говорить о высшем образовании, избыточны и более затратны. Другими словами, сложившаяся ситуация, как показала практика, делает систему подготовки и дипломирования моряков излишне громоздкой, дорогой и долгой. Что же касается морского среднего образования, то здесь можно говорить о его полной фактической дискредитации. Разрушена также и система подготовки рядового состава.

Для наглядности Евгений Романович привел конкретный случай: «В мае к нам приезжали норвежские коллеги из Тромсё по линии контакта «мореходок». Мы рассказали им о некоторых особенностях морского образования в России. В частности, чтобы выпускник архангельской «мореходки» стал старпомом на морском судне, ему надо будет отучиться в местной «мореходке» четыре года, а затем — еще шесть лет заочно или пять лет очно в высшей, то есть всего 9-10 лет! Они вначале не поняли. Решили, что перевели не так. Но когда им снова перевели слово в слово сказанное ранее, они пришли в великое изумление, произнеся фразу, которую следует воспринимать как диагноз: "Чтобы лечить человеческие недуги, надо учить 6-7 лет, а чтобы стать старпомом — 9-10 лет. Это фантастка! Это необъяснимо!»

Справка: Климов Евгений Романович – окончил судоводительский факультет ЛВИМУ имени адмирала С. О. Макарова в 1959 году. 1960-1986 гг. работал в Северном морском пароходстве (СМП) на судах загранплавания, где прошел все ступени судоводительской карьеры от третьего помощника капитана до капитана судов СМП. Общий стаж работы капитаном – 20 лет, из которых в течение 18 лет проработал в должности капитана на морском лесовозе - т/х «Пертоминск». 1986 – 2005 гг. – работал в Навигационном тренажерном центре СМП в должности капитана-наставника, выходил в море в должности капитана на судах СМП, а также на судне иностранного судовладельца. Помимо работы, связанной с тренажерной подготовкой судоводителей, составлял анализы навигационных происшествий с судами СМП, которые использовались затем при расследовании этих происшествий в Управлении мореплавания пароходства.

Источник: БРО РПСМ

↑ 

Наверх