22.06.2016

Вклад моряков в Победу

Сегодня, 22 июня Россия отмечает День памяти и скорби. Великая Отечественная война, начавшаяся 75 лет назад, коснулась каждой семьи. Те, кто не мог пойти на фронт, ковали победу в тылу. Поддержка была и в море: моряки торгового флота доставляли арктические конвои из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно вооружение и стратегическое сырьё. Всего в рамках программы ленд-лиза около 1400 торговых судов доставили важные военные материалы в СССР. На обратном пути из СССР союзникам везли стратегическое сырьё. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны.

Конвои формировались в базе Лох-Ю (Великобритания), Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия). Маршруты их переходов в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях пролегали севернее и южнее о. Медвежий (в Норвежском море). Конвои на север России двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно?морскими и военно?воздушными базами.  Суда конвоев разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинск) и Мурманске. Переходы совершались за 10–14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.

До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) — инициалами офицера связи, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш» (7 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика). Он прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года, доставив грузы на основе соглашения между Великобританией и СССР о взаимных поставках, кредитах и порядке платежей от 16 августа 1941 года. Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51?го.

В первые полгода Великой Отечественной войны  года свыше 40% поставок в СССР из?за рубежа шло именно через северные порты.

Памятник участникам Северных конвоев в Мурманске

Обеспечение безопасности перехода конвоев от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне советского Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.

В состав конвоев в 1941 году включалось 6–10 судов, с марта 1942 – 16–40, с февраля 1944 – 30–49, а в 1945 – 22–26 союзных транспортов (с 1942 более 50% транспортных судов в конвоях были американскими).

Бесстрашие и мужество проявляли экипажи судов. «Старый большевик», вышедший из Рейкьявика в составе конвоя «PQ-16», отразил 47 атак вражеских самолётов, самостоятельно справился с пожаром на судне и сумел догнать свой караван. За этот подвиг капитан судна И. И. Афанасьев, помощник капитана М. П. Петровский и рулевой Б. И. Аказенок были удостоены звания «Герой Советского Союза».

Памятная монета

В 1943 из-за значительных потерь атлантических конвоев, а также с наступлением полярного дня длительное время (март – октябрь) конвои не отправлялись. Всего в 1941–45 в советские порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море. Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в советские порты, противник потопил на переходе 61; 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы. В обратном направлении вышло 713 транспортов, из них погибло 30 и возвратилось в порты отправления восемь.

Применение конвоев обеспечило перевозки вооружения и грузов в условиях активных действий флота и авиации противника на океанских (морских) коммуникациях. Всего за годы войны через Северный морской путь прошло около 22% грузов по ленд?лизу.

↑ 

Наверх