20.06.2016

Исследования датских морских властей показывают, что моряки не в восторге от бумажной работы

За последнее десятилетие моряки стали тонуть не только в море, но и в бумажной работе. Каждый новый свод правил требует заполнения форм, чек-листов, журналов и т.п. Различные исследования, например, морских властей Дании показывают, что моряки тратят слишком много времени на административную рутину, причём это касается всех стран. Между тем, время, которое тратится на постоянное перезаполнение однотипных форм, можно было бы провести с большей пользой.

В исследовании датчан приняли участие 2 тыс. человек 59 национальностей. Оно состояло из 55 вопросов касаемо документов, которые необходимо заполнять при разного уровня проверках, ежедневных отчётов, бумаг по экологии, документов при заходе и выходе из порта и т.д. Как выяснилось, 79% процентов моряков, принявших участие в опросе, считают, что на них взвалили слишком много бумажной работы, которая мало относится к их непосредственным обязанностям. Многие также считают, что «бумажки» часто дублируют друг друга и их количество можно сократить в пользу реальной работы, в частности, по обеспечению безопасности судна.

В отчёте датских морских властей, составленном на основе исследования, говорится о необходимости перейти к смарт-системам, простым в эксплуатации. Речь идёт о переходе от бумаг к цифровому документообороту. Отчёт апеллирует к тому, что обилие бумажной работы, касающейся часто именно безопасности судна, на деле не добавляет этой самой безопасности, а лишь увеличивает и без того непростую работу моряка. Создаётся впечатление, что многие судовладельцы и фрахтователи обязывают моряков выполнять эту работу, чтобы чувствовать контроль.

Внимание на проблему обратила уже и Международная морская организация (IMO), которая объявила о планах по сокращению ненужного документооборота в судоходной отрасли. Однако этого пока недостаточно. Чтобы по-настоящему решить проблему, нужно принять ряд серьёзных решений. Судоходные компании должны прислушаться к нуждам своих работников, они должны взвесить те плюсы и те риски, которые несёт обилие бумажной работы. Может, экономические выгоды от такого шага появятся и не сразу, но реальным бонусом станут более довольные моряки, у которых меньше шанса получить срыв из-за непомерной возни с кипами документов. Упёрто утверждать «мы всегда делали так» — это не ответ. Судовладельцы должны прислушаться к мнению моряков, они не должны бояться вкладывать средства в технологии или даже дополнительных работников.

Например, крупнейший российский судовладелец – компания «Совкомфлот» перешла от бумажных носителей к специальному софту, который позволяет заполнять формы на компьютере. Как говорит 3-й помощник капитана на т\х «Тимофей Гуженко» Денис Соболев, отчёт составляется за считанные минуты, если приноровиться. Всего ему приходится составлять три отчёта: noon report, veslink report и один отчёт в капитанию порта с координатами судна, текущей скоростью и местоположением. Первые два – практически идентичны, только второй отчёт заполняется через специальную программу Veslink. «Мы отсылаем письмо с отчётом по почте, оно приходит в офис компании, и человек, когда открывает письмо, видит тот же отчёт в программе», — говорит 3-й помощник. Отправляется noon report, как следует из его названия, каждый день в 12 часов. В нём содержится информация о положении и скорости судна, направлении и скорости ветра, состоянии поверхности моря, пройденном и оставшемся расстоянии до точки прибытия и – самое главное – количество топлива. По времени это занимает минут 15-20 после вахты. «Раньше, когда я только начинал составлять отчёты, это занимало около часа. Потом приноровился, и теперь уходит гораздо меньше времени», — говорит Денис Соболев. После того, как отчёт составлен, он направляется на подпись капитану, а затем – в офис судоходной компании.

↑ 

Наверх