10.06.2016

Каково быть единственной девушкой на судне?

Недавний опрос среди мужчин на тему: «Как вы относитесь к женщинам, которые выбрали морскую карьеру?», проведенный на портале crew-man.com, показал, что большинство высказалось против. «Женщина должна быть хранительницей очага» — самый популярный ответ. Портал решил узнать, каково быть единственной девушкой на судне, у матроса 2-го класса Анастасии Шумиловой.
 
Морской путь
В моей семье не было моряков. В то время, когда я поступала, было престижно просто получать высшее образование, поэтому я выбрала понравившийся мне Радиотехнический факультет, не планируя связывать свою жизнь с морем.
 
Однако на 3-м курсе декан Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГА) – тогда это был Игорь Анатольевич Ветров – предложил девушкам-радисткам пройти практику на учебно-парусном судне «Крузенштерн». Я была в числе желающих принять в этом участие, и 1 декабря 2009 года мы пошли во II этап Международной трансатлантической экспедиции. Это был мой первый опыт нахождения в море в течение 6 месяцев. В 2012 году я пошла на барке «Крузенштерн» уже на 2,5 месяца. Это была вторая практика. Море приводило меня в бурный восторг, и я начала всерьез задумываться о морской карьере.
 
За время полугодовалого плавания учебно-парусный барк «Крузенштерн» посетил порты Бельгии, Испании, Венесуэлы и других стран. Кроме того, парусник зашел в Ванкувер, как раз во время проведения Олимпийских игр 2010 года. Именно там и была сделана уникальная фотография, на которой на подвесном мосту в Капилано выстроились в ряд 111 российских курсантов. Предыдущий рекорд был поставлен в 1955 году, когда на мосту выстроились 104 канадских военных курсанта.
 
 
Первый контракт
После двух рейсов на паруснике «Крузенштерн» я занялась поиском возможностей снова уйти в море. Первая компания, куда я обратилась, была «Bulkship Management AS». Со мной провели довольно длительное собеседование, задавали совершенно разные вопросы: от того, какой у меня опыт работы в море, и вплоть до личной жизни. И уже через 15 дней я «улетела» в свой первый контракт на 5 месяцев в должности кадета. Я знаю, как сложно новичкам трудоустроиться, поэтому мой успешный старт я могу аргументировать тем, что я оказалась в нужный момент в нужном месте. До сих пор благодарна тем людям, которые в меня поверили и дали шанс проявить себя.
 
Ты должна доказать
Первый рейс дался очень тяжело. После «Крузенштерна» я думала, что уже многое знаю и умею. Однако оказавшись на грузовом судне, я поняла, насколько сильно отличается работа на паруснике и работа на грузовом судне – многому пришлось учиться с нуля. Наверно, этот контракт можно назвать ознакомительным, так как за 5 месяцев я изучала все судно вдоль и поперек: мы проводили инспекцию трюмов и балластных танков; старший механик мне рассказывал, что и как устроено в машинном отделении. Я часто приходила на мостик, чтобы набраться опыта. Конечно, многое приходилось переспрашивать и уточнять. Но меня учили, все объясняли, а я старалась перенимать профессиональные привычки, которые пригодятся мне в будущем.
 
Могу сказать, что с экипажами мне повезло: это были очень опытные грамотные моряки, у которых есть чему поучиться. У меня с ними сложились теплые отношения! Например, со старшим помощником, с которым я сделала уже три контракта, Николаем Коуровым. Я его очень уважаю! Он много со мной занимался, обращал мое внимание на особенно важные моменты в работе, за что хотелось бы сказать ему большое спасибо! Также хочу поблагодарить стармеха Юрия Степановича Щукина, который никогда не отказывал в помощи и всегда давал советы по тем или иным вопросам. Можно сказать, что он мой боевой товарищ и наставник. И конечно, спасибо всем капитанам, с которыми мне довелось поработать.
Было ли предвзятое отношение среди моряков? Конечно, поначалу было, но скорее в шутку. И если мне делали замечания, это не было связано с тем, что я девушка, которой, как говорят, на судне не место. Все замечания были по делу: я и сама видела, что допускаю много ошибок, поэтому старалась хорошо работать, чтобы не давать поводов для насмешек. Трудности этого рейса не остановили меня. Вскоре я улетела на второй контракт.
 
Взять с собой
Первые сборы в рейс были для меня самые тяжелые, так как я не знала, что пригодится наверняка. Сейчас же я собираюсь быстро, и мой багаж уже не перевешивает 23 кг. Что могу посоветовать новичкам? Уточняйте район работы судна: от этого будет зависеть, брать больше теплых вещей или кремов с высоким фактором SPF.
 
Рекомендую захватить самые необходимые медикаменты и, конечно, заблаговременно позаботиться о своем здоровье. Если что-то болит, нужно вылечить это на берегу, не пускать на самотек. Особое внимание уделите посещению стоматолога. Как правило, на судах довольно плохая вода. Поэтому недолеченный зуб даст о себе знать, а зубная боль одна из самых невыносимых. Я не знаю, насколько это действенный метод, но я замораживала воду на судне и потом пила талую. Говорят, она более полезна для организма.
 
У нас на судне нет интернета. Правда, как правило, в портах есть свободный доступ к wi-fi, поэтому связь можно поймать уже на якорной стоянке. Как вариант, можно купить различные SIM-карты, в зависимости от того, куда будет заходить судно.
 
Если вы любите читать, берите с собой несколько книжек. Как-то раз моя подруга перед рейсом всучила мне три романа Даниэлы Стил. Я их «проглотила» мгновенно и решила шутки ради предложить экипажу. Ничего, расхватали и читали. Не все берут с собой ноутбуки и другие устройства, так что новая книга пригодится не только вам.
 
Море – не для всех
Не всем девушкам море придется по душе. Здесь тяжело и физически, и морально. Но если вы выбрали этот путь, постарайтесь быть проще. Не стоит воспринимать какие-то высказывания ваших «коллег по цеху» близко к сердцу. А самое главное – необходимо сразу правильно поставить себя, ведь от твоего поведения зависит дальнейшее отношение к тебе. А еще важно – всегда оставаться женственной. Долгое нахождение в мужском коллективе накладывает некий отпечаток. Необходимо оставлять рабочий сленг на судне.
 
Рабочий день
Стандартный рабочий день начинается в 8 утра. Боцман дает каждому задание, и мы приступаем к работе. В море я занимаюсь палубной работой наравне со всеми. При заходе и выходе из порта я несу вахту у руля и принимаю участие в швартовых операциях. Когда судно стоит в порту, я несу вахту у трапа.
 
Вахта у трапа – это лицо судно, поэтому требуется надлежащий внешний вид, соответствующая встреча и фиксация всех, кто поднимается на борт – будь то агент или представители властей. Кстати, даже если вы работаете в русскоязычном экипаже, в случае захода в порт без английского не обойтись, ведь так или иначе необходимо будет общаться с официальными лицами других стран.
 
Перспективы
Сейчас я учусь на 6-м курсе Судоводительского факультета БГАРФ на заочном отделении, скоро буду защищать диплом. Когда я поступала, то была в числе первых девушек, которых приняли на этот факультет на заочное. Сейчас набор осуществляется ежегодно.
В наше время встретить девушку на судне – не такая уж и редкость, но это, как правило, голландки или польки. Они могут быть и штурманами, и даже механиками. Для них это в порядке вещей. Я же все еще чувствую предвзятое отношение к себе. Однако, несмотря на это, я хочу продолжить свою морскую карьеру. Надеюсь, у меня все получится!
 
 
Источник: «Морской журнал Калининград»
↑ 

Наверх