07.06.2016

Привлечение женщин в профессию поможет решить проблему дефицита офицерских кадров

Как показывают последние исследования Балтийского и международного морского совета (BIMCO) и Международной палаты судоходства (ICS), на долю женщин приходится 1% рабочей силы в морской отрасли во всём мире. Новая книга Джо Стенли «От юнг до капитанов: 250 лет женщин в море» призывает индустрию способствовать росту числа женщин в профессии.

Книга наглядно демонстрирует усилия женщин, которые смогли «пробить» так называемый стеклянный потолок на пути к профессии. Название книги (From cabinboysto captains 250 years of women at sea) отсылает к тем временам, когда девушки вынуждены были притворяться юношами, чтобы попасть во флот. Сегодня, конечно, в этом нет необходимости, но пробиться в «мужскую» профессию по-прежнему непросто.

Доктор Стенли говорит, что люди удивляются, когда узнают, насколько недавно женщины стали получать должности в комсоставе – например, капитанов или старших механиков. Отчёт BIMCO/ICS показывает, что пока таких успешных женщин мало, но их потенциал велик.

Капитан Рэйчел Дан, которая была вахтенным помощником капитана на танкерах Shell, получила диплом капитана в 1993 году, а теперь служит лоцманом в ВМБ Портсмута, говорит, что поначалу ей приходилось работать гораздо больше своих коллег-мужчин. «Когда дослуживаешься до офицерских званий – становится проще, поскольку к тебе начинают относиться с бóльшим уважением. Уверена, что в ближайшем будущем мы увидим больше женщин в комсоставе», — говорит она.

На непонимание со стороны мужчин наткнулись при выборе профессии и наши соотечественницы Екатерина Балабуха и Ляна Митрофанова. Девушки говорят, что сталкиваются с вопросом «Что ты здесь делаешь?» в адрес выбранной профессии как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. «Потому что сфера деятельности мужская. У людей бывает очень нездоровое любопытство. Очень тяжело бывает найти общий язык с девушками. Я же не буду рассказывать им, какой газовоз я принимала», — говорит Ляна Митрофанова. Экипаж принимал Ляну по-разному, в зависимости от должности. «В любом случае, есть такое понятие как субординация, ведь это в первую очередь работа», — говорит она.

Екатерине с предвзятым к себе отношением пришлось столкнуться только в первые годы обучения. «На первом, да и на втором курсе очень часто в свой адрес мы слышали вопросы “Что вы тут делаете? Что вы тут забыли?”. Но когда ребята осознали, что мы пришли в Макаровку не просто так, что мы хотим получить достойное образование и нам это действительно интересно – отношение сразу изменилось в лучшую сторону. Сильно эти вопросы меня не задевали, потому что я знала, куда шла, и заранее была готова к подобному. Куда сложнее было смириться с отношением преподавателей. Им было непривычно видеть девочек на таких специальностях, многие не могли с ходу перестроиться. Некоторые проверяли нас на прочность, пытались убедиться, что мы действительно хотим получить эту профессию и готовы к ней»,— говорит Екатерина.

Несмотря на подобное отношение, обе девушки успешно закончили вуз и сейчас трудятся на судах в должности 4-го помощника капитана.

Доктор Стэнли говорит, что судоходные компании должны упростить совмещение мореплавания и материнства. Это поможет решить проблему дефицита офицерских кадров, о котором говорится в докладе, путём привлечения женщин.

↑ 

Наверх