03.06.2016

Система разделения движения судов: разбор опасных ситуаций от Chirp

В последнем выпуске «Maritime Broadcast» благотворительной «Программы конфиденциального представления данных об инцидентах» (CHIRP) рассматриваются такие эпизоды, как происшествие в системе разделения движения судов, техническая ошибка в системе пожаротушения подогревателя отработанных газов и вход в закрытые пространства без соблюдения, предположительно, всех мер безопасности. Программа CHIRP нацелена на поиск истинных причин предаварийных ситуаций, выделение полученных уроков и обсуждение того, как наилучшим образом воспользоваться извлеченной информацией и предупредить повторение в морской индустрии подобных инцидентов. Доклад CHIRP разбирает происшествие с системой разделения движения судов как в видеоформате, так и в своем последнем информационном бюллетене.

Танкер VLCC, державший в системе разделения движения (TSS) курс на Северо-Восток, обогнал на очень близком расстоянии контейнеровоз. Такой манёвр вынудил первого пройти на расстоянии 50 метров (160 футов) от буя, обозначающего разделительную линию движения. Манёвр произошел на входе в северо-восточную полосу, в которой танкер и, в некоторой степени, обгоняющее судно были сильно ограничены своей осадкой. Контейнерное судно не выполнил руководство по соответствующей карте, в котором не рекомендовалось использовать глубоководный маршрут судами осадкой ниже 16 метров (50 футов) ввиду угрозы обгона. Какие уроки были извлечены? Обгоняющее судно обязано «уступить дорогу обгоняемому судну... с тем, чтобы чисто разойтись». В докладе CHIRP сообщается, что учитывая скорость контейнеровоза, расстояние на котором он проходил мимо танкера, было очень небольшим, то есть не было резервного пространства. Хотя CHIRP не располагает информацией о приливах и отливах (высота и направление), которая могла бы повлиять на принятые решения, становится понятно, что экипаж танкера посчитал, что по правому борту между судами была небольшая или вовсе отсутствовала какая-либо дистанция. Манёвр с обгоном не следовало производить, говорится в докладе. Более того, столкновение чуть было не произошло. Такое поведение может закончится потерей контроля управления курсом или, же из-за неуправляемости руля, как минимум, потребуется выдерживать курс, в зависимости от габаритов судна, его скорости и глубины воды, в которой оно осуществляет навигацию. Почему произошел инцидент? Дело в неопытности моряков? Можно ли было предвидеть аварию? Или не было предварительного планирования? Была ли нанесена на карту красная линия ИТИС (Интегрированной транспортной информационной системы)? Какой бы не была причина, операторы контейнеровоза знали, что судно могло и должно было замедлить ход. Итак, к какому выводу пришла программа CHIRP. Планируйте переход и думайте на опережение. Обычно план должен согласовываться с местными инструкциями по установлению маршрута и маневрированию, с проработкой альтернативных маршрутов. В системе разделения движения планируйте прибытие судна: как, когда, в каком составе будет вахтенная команда, а также учитывайте решения о присутствии на мостике капитана судна. Помните, что план есть план, но если реальные обстоятельства требуют изменений, то вносите их. Учитывайте обстоятельства и вносите коррективы. При приближении к входу в TSS, и в особенности перемещаясь в этой системе, вахтенный офицер, который должен обладать достаточным опытом для организации такой работы, заранее, на расстоянии, должен планировать как попасть в транспортный поток. В нашем случае, два больших судна начали это делать на дистанции менее 10 морских миль. Сомневаясь, замедли ход, всегда помни об этом при движении судна задним ходом. Всё может произойти мгновенно. Малоопытные вахтенные офицеры могут попасть в ситуацию сильного сближения, которую никогда не следует допускать. Если в пределах безопасной и доступной части схемы движения нет времени и пространства для такого манёвра - не обгоняй. При любой возможности, обгоняющее судно должно проходить только по правому борту обгоняемого судна с тем, чтобы максимально увеличить пространство для маневрирования и выбора альтернативного решения. Капитан, с помощью книги приказов или по устному распоряжению, может прояснить свои ожидания и дать указания по изменению скорости хода судна и его курса, обгону, интенсивности движения и т.д. Будьте внимательны. Ищите и будьте настороже. Конечно, используйте средства электронной поддержки, но не полагайтесь только на них. Думайте с точки зрения действий другого судна. Ваши действия ясны и понятны другому участнику движения? Или они взывают сомнение? Сомнение равно опасности. 

Источник: Maritime-executive.com, перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх