02.06.2016

MLC: Главные проблемы никуда не ушли

О проблемах моряков в регионах Чёрного и Азовского морей и новых путях их решения рассказывает инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в Новороссийске Ольга Ананьина.

«Наш регион давно известен субстандартным судоходством, где не соблюдаются простейшие международные стандарты. Именно здесь благодаря использованию Сводной конвенции о труде в морском судоходстве (MLC) и в сотрудничестве с портовыми инспекциями с каждым годом все большее распространение получает практика ареста неблагополучных судов.

Ведомства морского транспорта предлагают оказавшимся в беде морякам обращаться за помощью непосредственно к капитану порта. Но экипажу не всегда просто выполнить это требование, поэтому инспектора федерации помогают оформить такое письмо от их имени. А после обращения моряков к капитану порта и задержания судна мы начинаем переговоры с судовладельцем о выплате экипажу задолженности по зарплате. Соответствующую информацию мы передаем капитану порта, подтверждая, что своего требования профсоюз судовладельцу не выдвигает. И только после погашения задолженности по зарплате портовая служба надзора отменяет задержание за нарушение MLC.

С 2013 года, когда Сводная конвенция вступила в силу, мы задержали в Чёрном море 10 судов и взыскали задолженность по заработной плате экипажам на общую сумму 335 000 долларов США по претензиям, которые уже урегулированы. Наибольшая разовая выплата состоялась в декабре 2013 г., она составила 201 000 долларов США - это было судно Hermann Schoening под флагом Либерии.

Хотя мы успешно сотрудничаем со службами надзора в портах Азовского моря (Темрюк, Тамань, Порт Кавказ и Ейск), у нас есть трудности с задержанием судов за нарушение MLC в порту Ростов, который включен в Парижский меморандум. После трех таких задержаний судно может получить запрет на заход в данный регион – а это чревато экономическим ущербом для порта, ведь большинство судов здесь занимаются доставкой металлолома в Турцию. В таком случае суда чаще всего задерживают из-за технической неисправности», — рассказала Ольга Ананьина журналу «Seafarers Bulletin».

Руководитель проектов и кампаний морской секции Международной федерации транспортников (МФТ) Кэйти Хиггинботтом дала оценку опыту применения MLC инспекторами МФТ:

«Главные проблемы – невыплата заработной платы, нарушения договоров найма и субстандартные условия труда – за три года никуда не ушли. Например, Панама ратифицировала MLC второй по счёту. Это государство флага с очень большим флотом и не меньшим числом проблем. Можно предположить, что ресурсов для того, чтобы навести порядок на всех судах под её флагом, не хватает. С другой стороны, в период кризиса многие судовладельцы также работают без финансового резерва, это тоже накладывает свой отпечаток.

И всё же конвенция MLC привносит много хорошего. Наблюдается укрепление сотрудничества между инспекторами МФТ, службами государственного портового контроля (PSC) и представителями государств флага. Инспекторы МФТ признаны экспертами по взысканию заработной платы и по коллективным договорам, поэтому в большинстве случаев три стороны успешно сотрудничают. Среди моряков также растет понимание, что под защитой конвенции они могут громко заявлять о своих правах. Она дала им признанное международным сообществом юридическое право требовать для себя достойных условий труда, а инспекторы МФТ помогают им и представляют их интересы.

Появились за эти годы и судовладельцы, которые заявляют, что на судне с сертификатом MLC нет нужды в коллективном договоре МФТ. Конвенция, принятая Международной организацией труда, где правом голоса обладают правительства, работодатели и трудящиеся, не только гарантирует морякам основные права, но и препятствует недобросовестной конкуренции между судовладельцами: тот, кто выигрывает за счет использования рабского труда, лишается своих преимуществ. Вывести МФТ за рамки этой картины хотят судовладельцы, которые высокомерно заявляют своим работникам: «Профсоюз вам не нужен, ведь мы хорошие работодатели». Как правило, те, кто это говорит, таковыми как раз и не являются.

Большим достижением для моряков стали поправки, расширяющие область финансовой безопасности для защиты брошенных экипажей и выплаты компенсаций за гибель кормильца и утрату работоспособности на длительный срок. Поправки были приняты в июне 2014 года и должны вступить в силу в начале 2017.

Государствам флага вменят в обязанность либо страхование, либо отчисления в некий фонд, прямой доступ к которому получат брошенные судовладельцем или оператором моряки. Если моряков не репатриируют, у них на борту нет провианта или если судовладелец не платил заработную плату в течение двух месяцев, подключится такая система страхования. Она возьмет на себя затраты по репатриации, оплату первоочередных нужд (провиант, вода и топливо), а также выплату долгов по заработной плате в пределах четырёх месяцев. Такие меры сильно затруднят недобросовестным операторам уклонение от своих обязанностей и обяжут государства флага более бдительно проверять тех, кого они принимают в свои судовые регистры.

Новые меры в отношении ответственности судовладельца при трактовке требований договора найма призваны предотвратить давление на моряков ради получения согласия на снижение выплат ниже причитающегося. Ожидается, что предварительные выплаты смягчат трудности, если оценка конечной суммы потребует времени. Как и в ситуации с брошенными экипажами, моряки (или их семьи) смогут предъявить прямую претензию по контактным адресам, которые будут находиться на борту.

Главное, что теперь моряки в полной мере могут воспользоваться преимуществами, которые дает MLC, и твердо знают о том, что им причитается».

Источник: Южная территориальная организация РПСМ

↑ 

Наверх