01.06.2016

Страшный сон моряка: столкновение на море

«Запомни правило на случай расхождения пароходов: зелёный к зелёному, красный к красному — это условие безопасности для движения вперёд. Всегда прилежно неси вахту. Если нет места для маневра, останови судно и дай задний ход». Этим прописным истинам учили капитаны прошлых поколений, но мало что изменилось с тех пор. Несколько поколений моряков подобающим образом усвоили основы Конвенции о международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС, COLREG). Но насколько хорошо в наши дни знают эти правила?

У берегов Нинбо (Китай) вахтенные ходового мостика на двух контейнеровозах «Safmarine Meru» и «Northern Jasper» не приняли во внимание, забыли или просто не соблюли правило. Столкновение произошло в 16:40 UTC (00:40 местного времени в Нингбо), т.е. в темное время суток и в 15 милях к юго-востоку от Langgang Mountain Islets, т.е. в районе с интенсивным движением как крупных рыбодобывающих судов, так и маленьких рыболовецких шхун, лодок.

Если взглянуть на данные Автоматической идентификационной системой (АИС), предоставленные порталом Vessel Finder, то они говорят о том, что при прохождении судов на близком расстоянии одно из них ушло влево, другое — вправо. Почти наверняка именно такая ситуация привела к аварии. Данные АИС через 12 часов после столкновения показывают, что интенсивность движения судов в этой зоне была высокой. Кроме того, именно здесь встречаются крупные суда рыбопромыслового флота. Что стало причиной инцидента – человеческий фактор или условия навигации?

Правило 14 МППСС «Ситуация сближения судов, идущих друг на друга».

«(а). Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем чтобы каждое судно прошло у другого по левому  борту.

(b). Такая ситуация должна считаться существующей, когда судно видит другое прямо или почти прямо по курсу, и при этом ночью оно может видеть в створе или почти в створе топовые огни и/или оба бортовых огня другого судна, а днем оно наблюдает его соответствующий ракурс.

(c). Если имеется сомнение в отношении того, существует ли такая ситуация, то следует считать, что она существует, и действовать соответственно».

Параграф (c) Правила 14 МКППСС ясно определяет, что при наличии малейшего сомнения, судно должно изменить свой курс вправо. Однако «Northern Jasper» легло на левый борт, что и могло сыграть критическую роль в ошибке, допущенной обеими сторонами.

Как говорит председатель первичной профсоюзной организации моряков Севастополя РПСМ Артём Боев, из представленного выше описания трагедии можно допустить, что судно не могло отвернуть вправо из-за помехи с правого борта в виде скопления мелких рыболовецких шхун. Тем самым было нарушено Правило 14 МППСС-72, но удалось избежать столкновения с рыбаками.

«Согласно пп. b Правила 2 МППСС-72 Ответственность, при толковании и применении МППСС следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и столкновения и на все особые обстоятельства, включая особенности самих судов, которые могут вызвать необходимость отступить от этих правил для избежания непосредственной опасности. Из этого правила следует, что судно могло отвернуть влево, соблюдая Правило 8 «Действия для предупреждения столкновения», дополнительно заблаговременно связавшись по УКВ станции с встречным судном и согласовать маневр для расхождения. Возможно, попытка связаться была. Однако, принимая во внимание, что на обоих судах были экипажи разных национальностей, можно предположить, что вахтенные штурманы не поняли друг друга», — заявил Артём Боев. По его словам, однозначно ответить на вопрос, что стало причиной инцидента – человеческий фактор или условия навигации, можно, только проведя расследование, изучив данные навигационных приборов. Однако он отмечает, что моряки, включая молодых, как правило, МППСС знают если не наизусть, то очень близко к тексту. Так что, к сожалению, в основном причиной столкновения является человеческий фактор.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх