01.06.2016

Бездействие в решении проблемы доступности плавательной практики — мина замедленного действия

Подготовка следующего поколения моряков должна быть одной из первоочередных задач торгового мореплавания. Однако сегодня положение дел в отрасли говорит об обратном: вопрос о прохождении плавпрактики остаётся болезненным для курсантов.

Капитан Куба Жимански в статье для сайта marineinsight.com ставит под сомнение представление о нехватке моряков. «Если действительно в отрасли такая нехватка, то почему судовладельцы так пассивно вербуют новых моряков? За окном 2016 год, и профессия моряка ещё никогда не была такой привлекательной для тех, кто собирается её освоить, ведь работа в море открывает перспективы быстрого карьерного роста и возможность ощутить по-настоящему серьёзную ответственность уже в молодом возрасте», — пишет капитан. Если мы не занимаемся воспитанием и обучением квалифицированных кадров, то откуда им взяться? Чтобы иметь первоклассных профессионалов, нужно подготовить соответствующего уровня учебную материально-техническую базу и систему обучения.

В пример он приводит компании, входящие в ассоциацию InterManager, которые на каждое своё судно берут по два практиканта из числа курсантов, давая им возможность получить опыт работы в море. Подобная практика не только является критерием для вступления новых членов в ассоциацию, но и демонстрирует заинтересованность в инвестициях в отрасль. Ни новейшие эффективные технологии, ни передовые учебные центры и совершенные тренажёры-симуляторы — ничто не сравнится с личным опытом, который курсанты получают, работая на судах в море. Однако во времена тотальной экономии на всём возможностей для этого будущим морякам предоставляется всё меньше и меньше. Сказывается ряд факторов: это может быть как нежелание судовладельцев предусматривать при постройке судов больше, чем необходимо жилых помещений, так и нежелание нести дополнительные расходы, связанные с размещением практикантов на борту. Проблему необходимо устранить как можно скорее, чтобы поддерживать численность квалифицированных моряков в избытке, чтобы морское сообщество оставалось таким же сильным, каким оно является на протяжении тысячелетий.

Опыт, полученный в море под руководством высококвалифицированных офицеров и капитанов, даёт будущим морякам уверенность в том, что приобретенные теоретические знания они смогут реализовать на практике. До недавнего времени в отрасли была распространена практика, когда у курсантов, которых брали на судно, было оплачено питание, транспортные расходы и выплачивалась зарплата. Единственное, что им было нужно — каюты и наставники, в обязанности которых входило обучение практикантов. К сожалению, эти времена прошли.

Кого же призвать к ответу за это? Никого конкретно. У большинства судовладельцев нет заинтересованности в этом, так как они не понимают преимуществ подготовки моряков своими силами. Более того, судовладельцы переманивают друг у друга курсантов, после того, как они уже прошли обучение, особенно это касается старших помощников капитана и старших механиков. Что можно сделать? Британская система, по которой курсанты сначала принимаются на работу, а потом уже проходят обучение и практику, пока что является наиболее предпочтительной. Это даёт молодым морякам уверенность том, что они смогут найти достойное применение своим профессиональным знаниям. Другая очевидная возможность для судовладельцев — создать связи между учебными заведениями и компаниями, предлагающими пройти практику. Этот экономически выгодный вариант, который постепенно получает всё большую поддержку в отрасли, может в корне изменить ситуацию с подготовкой нового поколения мореплавателей.

Прохождение плавпрактики является головной болью и для российских курсантов. Российские вузы располагают пятью учебно-парусными судами (УПС): «Мир», «Надежда», «Паллада», «Седов», «Крузенштерн» и одним теплоходом «Профессор Хлюстин», где студенты старших курсов могут пройти практику. Как правило, отличники имеют шанс впервые выйти в море на судах крупных судоходных компаний. Например, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова имеет соглашения не только с отечественными, но и с иностранными судовладельцами.

РПСМ неоднократно подчёркивал, что у курсантов не должна болеть голова о прохождении плавпрактики во время обучения. Ситуацией могут воспользоваться недобросовестные крюинговые компании, и неопытный моряк или курсант попадёт к сомнительному работодателю. Учебные заведения должны иметь соответствующую материальную базу или соглашения с судоходными компаниями.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх