31.05.2016

Выбрал море – и не прогадал

Сергей Швец, старший механик NS Concord СКФ «Новошип», с детства мечтал о море. И не прогадал! С тех пор вот уже 30 лет в иной профессии он себя просто не видит.

Дело было в другой стране под названием СССР, в которой мирно жили и работали люди разных национальностей. Сергей, уроженец Украины, вместе с друзьями детства мечтал о работе на судах загранплавания. Однако после армии поступать в мореходную школу в Новороссийск отправился он один. И уже через год в должности машиниста-моториста получил полную возможность попробовать книжную и киношную романтику на вкус — на судах Новороссийского морского пароходства.

— С азов начинал сознательно, хотел попробовать себя – осилю ли, — вспоминает Сергей Владимирович. — Года работы на флоте мне хватило, чтобы понять: у нас с морем впереди большое будущее. Да и с техникой я всегда был на «ты».

Новороссийское высшее инженерное морское училище он уже заканчивал без отрыва от машинного отделения. Конечно, было тяжело. Ночные вахты в кино и романах – сплошное приключение, а в жизни ты остаёшься со всей машиной один на один. Бывало, что по пустякам поднимал посреди ночи начальство. Благо, понимающие старшие механики на российском флоте не перевелись. Их-то он и называет сейчас своими учителями.

— У всех что-то перенял: у кого-то — принцип организации работы, у кого-то — манеру общения с подчиненным, —  вспоминает Сергей Владимирович. – Но встречались и совершенно уникальные инженеры, такие как Виктор Николаевич Карев, например. Он просто с ходу умел диагностировать любую поломку: два-три наводящих вопроса — и он уже называет точную причину неисправности. Щёлкал эти головоломки для механиков только так. Одно удовольствие было наблюдать за его работой и учиться у него.

Прежде чем получить машинное отделение в собственное заведование, Сергей Владимирович девять лет отработал «конвенционным» вторым механиком на судах «Тихорецк», «Казань», «Москва-река». Опытный второй при молодом стармехе: всё в соответствии с требованиями международных норм в судоходстве.

— С каждой шагом по карьерной лестнице чувствуешь, как растут и ответственность, и напряжение, — рассказывает Сергей Владимирович. – Не хочется из-за какого-то мелкого просчёта, как говорят японцы, «потерять лицо». Но знаете, на каждом судне есть человек, которому еще тяжелее. У него «веттинги» по четыре раза на день. И инспектируют его сразу 22 человека. Это повар.

В 2010 году Сергей Швец отправился на NS Concord в качестве главного судового инженера. Хотя по собственному его признанию самой инженерии в его деле почти не осталось. Сейчас старший механик — это, скорее, судовой управленец. Техника теперь значительно надёжней, чем в годы его дебюта, а вот бумажной работы прибавилось. К тому же, правила документооборота ещё и постоянно обновляются. Прибавьте к этому огромное количество инспекций: государство флага, регистр, классификационные общества...

— Но мы держим марку, — рассказывает Сергей Владимирович. — За последние шесть лет — ни одного серьёзного замечания. Все проверяющие отмечают хорошее состояние механизмов и их отличную работу. И это не только моя заслуга, а всей машинной команды. Особо хотелось бы отметить моего второго механика Виталия Навального. Он просто образец надежности и уже давно готов к работе стармеха. Недавно ушел на пенсию моторист Иван Треба, которого я всегда считал золотым человеком и настоящим мастером, до сих пор сожалею об этом. Или, к примеру, наш электромеханик Илья Пудов. В одном мексиканском порту попался нам въедливый инспектор государства флага: у вас, говорит, в токарке потолок шесть метров высотой, как вы можете на такой верхотуре регулярно проверять работу датчиков пожарной сигнализации? Не верю. А наш Илья достает специальную дымовую шашку с телескопическим удлинителем и наглядно демонстрирует этому «Станиславскому», что ничего невозможного тут нет.

Сергей Владимировича признает: мир вокруг меняется. Сегодняшнее судоходство мало походит на то, в котором он начинал. Другая техника, другой ритм жизни, другие опасности

— Когда я только начинал, — рассказывает стармех Швец, — опасным регионом считался Малакский пролив. Самое страшное преступление, на которое были способны местные пираты, – это кража такелажа. Сейчас к юго-восточной Азии добавились оба побережья Африки, а угон судна и требование выкупа за экипаж стали обычным делом. И всё-таки до сих пор остались в море вещи, ради которых я когда-то и выбрал флот. Прошлой зимой наш Concord зашел в Батуми. Мало того, что город в субтропиках встретил нас волшебным легким снегопадом. Во время двухдневной стоянки мне удалось повстречаться с моим армейским приятелем, с которым не виделись более тридцати лет. И эту встречу мне подарило море. 

Источник: Южная территориальная организация РПСМ

↑ 

Наверх