30.05.2016

10 советов: как вести себя с агрессивными членами экипажа на борту судна

В жизни нам приходится сталкиваться с разными людьми, порой даже с теми, с кем не хотелось бы иметь ничего общего. Если на берегу с такими людьми можно свести контакты на нет, то в море всё не так просто. В рейсе с ними нужно проводить в ограниченном пространстве недели, а то и месяцы, поэтому очень важно уметь контролировать напряжённую ситуацию. Работать с «непростым» коллегой – настоящее испытание, он может легко испортить настроение на весь день, а в худшем случае – на весь рейс. Нужно постараться свести негатив к минимуму. Ведь отношения подобны игре в шахматы: каждый ход влечёт за собой какие-то последствия. Так что будьте умнее и думайте, к чему могут привести ваши действия. Сосредоточьтесь на том, как выиграть в этой игре, целью которой является ваше душевное спокойствие.

Как оставаться спокойным в сложных ситуациях

1. Сохраняйте спокойствие. Да, это простой и очевидный совет, что не умаляет его важности. Самоконтроль поможет избежать обострения конфликта. Сохранить хладнокровие может быть сложно, особенно когда вас провоцируют, но чем сдержанней вы реагируете, тем выше вероятность того, что вы сможете справиться с ситуацией, какой бы безрассудной она вам ни казалась. Просто сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте до десяти (про себя – счёт вслух выглядит странно и только больше разозлит ваших оппонентов).

2. Будьте выше этого. Некоторые люди просто получают удовольствие от драматических сцен и негативных эмоций. Старайтесь быть выше этого и не давайте втягивать себя в «разбор полётов». Если вы работаете в паре с таким человеком, дистанцируйтесь от него: вы не сможете воспарить, как орёл, копошась на земле с индюками.

3. Не давайте ответ, а предупреждайте вопрос.  Как тёмное небо может стать сигналом надвигающегося шторма, так безрассудные коллеги могут обернуться проблемами. Нужно научиться распознавать признаки конфликта и возможные последствия от их проявлений. Так вам не придётся быть на позиции обороняющегося – вы сможете взять инициативу в свои руки. Как только вы научитесь предугадывать слова и поступки людей, то сможете просчитывать возможные ходы заранее.

4. Выбирайте битву. Одни люди с трудным характером не идут на прямую конфронтацию, другие же просто жаждут её. Научитесь не реагировать на каждую абсурдную ситуацию. Провокация – словно кислород для некоторых людей, который вы можете «перекрыть» – просто не поддаваясь на их задирания.

5. Отделяйте человека от конфликта. Пытайтесь понять, что на самом деле стало причиной конфликта – человек или внешние обстоятельства? Если проблема в конкретной ситуации, подумайте, как разрешить её лучшим способом, не переходя на личности. 

6. Примените оружие задир против них самих. Типичное поведение агрессивных людей заключается в том, что они пытаются заострить внимание на недостатках других, чтобы те почувствовали себя некомфортно и уязвимо. При этом фокусироваться такой агрессивный тип будет постоянно на том, «что не так», вместо того, чтобы сосредоточить внимание на том, «как решить проблему». Если вы решите защищаться, то попадётесь в ловушку. Так что перенаправьте внимание на них, задавайте встречные вопросы – это поможет снизить уровень негатива.

7. Сделайте их центром внимания. Наверняка не только вы страдаете от агрессивного отношения. Пусть выскажутся другие члены экипажа: есть ли у них проблемы с хулиганом? Считают ли они такое поведение безосновательным? Мнение большинства обычно оказывает давление на недалёких людей. Так что если единодушие во взглядах не на их стороне, они слабеют.

8. Власть имущие. Если есть возможность или необходимость – можно подключить субординацию к решению проблемы. Поговорите со старшим офицером или кем-то из офицеров на берегу. Вы должны быть уверены, что старшие по званию смогут справиться с зачинщиком конфликта. Предварительно убедитесь, что проблема никак не связана с вами, иначе ваша жажда справедливости обернётся против вас самих.

9. Смех лечит всё.  Иногда обезоружить противника можно с помощью юмора. Остроумные люди способны развеять угрозу конфликта ещё до того, как она появится. Смех – ценное и мощное оружие, если его правильно использовать. Он показывает потенциальным задирам, что их могут выставить дураками.

10. Не нравится, когда им отвечают.  Часто люди «без царя в голове» становятся задирами, просто немного в другой форме. У этих двух типов есть общая черта – они не любят конфронтации, поэтому выбирают тех, кто слабее. Дав отпор, вы покажете, что они не с тем связались. Речь идёт не о физическом сопротивлении, а о том, чтобы исключить пассивность и уступчивость в отношениях. Многие задиры внутри оказываются трусами. Если их жертва даст отпор, они почти наверняка отступят. Это правило действует как в школе, так и в офисе и даже на судне. 

Что говорят моряки

Экипаж теплохода «Тимофей Гуженко» утверждает, что атмосфера в коллективе тёплая и дружеская. Моряки заняты работой, а после идут в спортзал или отдыхают у экранов компьютеров или телевизоров; работы иногда столько, что моряки не каждый день видят друг друга.

«Все рейсы проходят в добродушной обстановке. Дело ещё в том, что у нас короткие контракты – два с небольшим месяца, — поэтому даже если какой-то конфликт и назревает, он не успевает выплеснуться» – говорит старший электромеханик Михаил Лещёв. Сказывается и улучшение условий труда, добавляет он: раньше было скученное проживание, в каюте жили по двое, что могло генерировать конфликты. Теперь больше личного пространства.

Кроме того, моряки постоянно чем-то заняты. Условия работы такие, что иногда человека не видишь, не то что успеваешь с ним поругаться. Как признаётся моторист Алексей Туров, он иногда неделю не пересекается со старпомом. После работы тоже не всегда отдыхают вместе. «Нам некогда ругаться, условия работы такие, что некогда с людьми увидеться. Отрабатываешь своё, а потом кто спортом идёт заниматься, кто к компьютеру, кто у телевизора отдохнёт. Сейчас стресс легко снять – пошёл, грушу побил в спорткаюте, в бассейн сходил, в баню», – делится кок Игорь Пантелеймончук.

Второй помощник Евгений Палтов говорит, что чем дольше моряки работают вместе, тем выше вероятность конфликта. «Когда люди работают по более длинным контрактам, чем мы, по схеме 4(+1), то тут уже могут возникать конфликты ближе к окончанию срока контракта. Все дрязги начинаются обычно перед списанием. Справляются с ними так же, как в обычной жизни: если тебе не нравится человек – просто перестаёшь общаться с ним. Но если конфликт серьёзный, то он разрешается уже с офицерским составом. Можно обратиться к капитану, чтобы на высшем уровне обсудить ситуацию.

«Система сама себя урегулирует,  – добавляет Михаил Лещев. – Если тебе неприятно с кем-то работать, то в следующий рейс ты просто не идёшь на этот пароход с человеком, который тебе не по душе. Под российским флагом вот так запросто поменять экипаж сложнее, но под другими флагами – пожалуйста. Люди там, как правило, не возвращаются на тот же пароход. А моряки, которые понимают, что и в следующий рейс им придётся выходить тем же составом, стараются держаться соответственно и, что называется, в колодец не плевать. Так что у нас, скорее, семейные, дружеские отношения в коллективе».

Однако некоторые любят накалить обстановку. «Мы в рейс не ругаться ходим, а работать, – говорит Игорь Пантелеймончук, и тут же шутливо добавляет. – Хотя я, вот, энергетический вампир: поругаюсь с кем-нибудь, и мне даже как-то полегчает. С утра с кем-нибудь в перепалку вступлю, да хоть с тем же мотористом, – и стресс сразу как рукой сняло, и настроение улучшается, хожу потом весь день довольный. Но я кок, так что меня экипажу приходится терпеть».

Программа «Благополучие в море»

Взаимодействие с агрессивными людьми, а в худшем случае травля, могут сделать работу в море ещё более тяжёлой. Сейчас предлагается много инициатив, чтобы помочь морякам справиться с этой проблемой. Морское сообщество запустило программу «Благополучие в море», Международный центр помощи и благосостояния моряков (ISWAN) создал программу «Помощь морякам»Программы призваны предоставить морякам отдушину и право высказаться.

Российский профсоюз моряков в свою очередь рекомендует: не терпите агрессию в свой адрес – обдумайте ситуацию и попытайтесь получить помощь, если она необходима. Большинству приходится сталкиваться с агрессивными людьми, и это может стать болезненным опытом. Помните: рейс закончится, вы спуститесь по трапу и будете свободны от конфликтных коллег.

На фото: кок Игорь Пантелеймончук и моторист Алексей Туров танкера"Тимофей Гуженко"

↑ 

Наверх