26.05.2016

Рекомендациям береговых центров управления нужно доверять

Методы обеспечения безопасности на море сегодня сильно отличаются от тех, к которым мы привыкли. Если раньше на борт судна брали достаточное количество инженеров-механиков, чтобы они могли справиться с техническими проблемами, то сегодня им на смену пришли технологии программной обработки данных с датчиков и спутников. Специалисты центра управления могут на расстоянии устранить неполадки, спланировать техническое обслуживание и провести сравнительное тестирование флота. В апреле компания АВВ, специалист в области пропульсивных систем, открыла второй береговой центр управления в Хельсинки. Он будет заниматься пассажирскими, грузовыми и судами ледового плавания. Свой первый центр компания АВВ открыла в Биллингштаде, пригороде Осло, он оказывает техническую поддержку клиентам нефтегазового сектора. В этих центрах упор делается на помощь судомеханикам в устранении поломок. «Мы еще не достигли того уровня, чтобы стать руками и глазами тех, кто находится на судне», — считает один из экспертов компании. Пройдёт немало времени, прежде чем безопасностью и операционной эффективностью судов можно будет полностью управлять с берега, без помощи людей, находящихся на капитанском мостике или в машинном отделении.

Тем не менее, одной из составляющих повышения безопасности в море является пересмотр задач, которые должны выполнять моряки, и учебных потребностей, которые необходимы для того, чтобы подготовить моряка к их выполнению. Ни для кого не секрет, что стремительное развитие технологий эксплуатации судов намного опередило учебную программу морских учебных заведений. Суда стараются «шагать в ногу» с техническим прогрессом, достигнутым на берегу. Безопасность в авиации в этом отношении считается золотым стандартом. И это касается не только внедрения передовых технологий, но и того, как построена система подготовки кадров в авиации, позволяющая пользователям максимально эффективно применять эти технологии. В судоходной отрасли пока не устранены самые основные препятствия на этом пути.

Работающие на борту моряки иногда неохотно следуют рекомендациям, которые выдают высокотехнологичные экспертные системы в центрах управления на берегу. Причина лежит на поверхности: моряки управляют судном, находясь непосредственно на борту, а специалисты по анализу данных — нет. Последние предлагают решения, основанные на потоке данных от мониторинга текущего состояния — существует около 11 тыс. отдельных значений различных параметров, которые собираются по каждому круизному лайнеру из состава их флота, на базе анализа которых предлагаются целенаправленные действия. Однако в АВВ совершенно правы, когда называют новые технологии «вспомогательным инструментом при принятии решений». Это рекомендации. Да, основанные на анализе полученных данных, но всё-таки всего лишь рекомендации. Принимая к сведению замечания лоцманов, команда мостика продолжает нести ответственность за безопасность судна, так же и судовые механики получают рекомендации на основе анализа данных, но ответственность за выполняемые действия лежит на них самих. Капитан решает, как использовать полученную информацию. Анализ данных предлагает основу для прогнозирования и отражает текущие показатели, однако самое сложное во всём этом — довериться этим рекомендациям, поверить в их эффективность. «Работа капитана заключается в том, чтобы избежать любых неприятностей. Он идет с опережением графика на час и с запасом топлива — на всякий случай. Если он следует рекомендации центра управления, а она оказывается ошибочной, то у него есть этому какое-то объяснение», — комментирует специалист берегового центра управления компании “Carnival Maritime”.

Потребовался не один десяток лет, чтобы полностью была утверждена должность электромеханика (electro-technical officer, ETO). Электромеханики отвечают за поддержание в рабочем состоянии электрооборудования и электронной техники, кроме того, теперь в их обязанности будет входить работа с датчиками и потоком информации, которые генерирует оборудование. С учётом новых технологий на борту судов и взаимодействия с берегом, роль инженера-механика на судне тоже претерпела некоторые изменения. Дистанционный мониторинг текущего технического состояния постепенно меняет способ управления двигателем судна: они реже ломаются и работают более эффективно, чем раньше.

Технический и технологический прогресс в морской отрасли охватывают гораздо больше аспектов, чем безопасность и эффективность работы судна. Благодаря внедрению новых технологий пересматриваются должностные обязанности моряков, размер экипажа, эксплуатационные графики, а в перспективе это может привести к росту рентабельности всей отрасли, которая никак не может окончательно выбраться из кризиса.

Источник: fairplay.ihs.com. Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх