24.05.2016

Ключевые элементы при работе на мостике

Безопасности в судоходстве придаётся первостепенное значение. Новые морские технологии кардинально изменили возможности, доступные морякам, но также обязали их получать новые знания, чтобы управлять сложной техникой. Курс «Управление на мостике» (Bridge resource management или BRM) был принят морской отраслью в начале 1990-х годов и стал неотъемлемой частью обучения моряков. BRM задействует все доступные средства, включая оборудование, информацию и человеческие ресурсы для достижения безопасной эксплуатации судна. Доказано, что BRM помогает предотвратить повторение аварий.


Работа на мостике состоит из нескольких важных элементов, каждый из которых учитывается во время тренировки по BRM. Во-первых, общение: качественное взаимодействие между членами экипажа — ключ к успешной работе. Она требует, чтобы информация была передана по мере необходимости, была понята, принята получателем и разъяснена, если требуется. Часто сообщения либо не доходят, либо были неправильно понимаются получателем. Распространенной причиной серьезных происшествий являются неточные, неполные, двусмысленные или искаженные сообщения. Важно, чтобы члены экипажа подтверждали и повторяли полученные указания и приказы, чтобы убедиться, что они все правильно поняли. Важно придерживаться какого-то одного языка для общения на борту судна — так взаимодействовать друг с другом будет проще и быстрее.

Вторым важным элементом является коллективная работа. Командный подход гарантирует, что все члены экипажа вовлечены в решение проблемы. Здесь можно процитировать Генри Форда: «Собраться вместе — это начало, держаться вместе — это прогресс, работать вместе — это успех». Хорошая команда должна предвидеть опасные ситуации и определять, к чему может привести цепь ошибок. Важно, чтобы команда мостика сходилась во мнении по поводу рассчитанного курса. Если возникают какие-либо сомнения, члены команды мостика сразу же должны сказать об этом.

Принятие решений – ключевой навык эффективного BRM. Капитану важно принять во внимание мнения офицеров и членов экипажа. Неправильно принятое решение может привести к нежелательным ситуациям на борту судна. Именно поэтому важно проводить регулярные собрания, взаимодействовать с офицерами и членами экипажа. Из-за плотного графика и частых заходов в порт не всегда возможно собрать всю информацию за короткое время или оценить альтернативные решения. В таких случаях принятое решение базируется, в основном, на опыте. Анализ последствий является неотъемлемой частью процесса принятия решений.

Информированность – ещё один важный аспект. Офицеры и остальные члены экипажа должны быть осведомлены о внешних и внутренних условиях, которые могут повлиять на безопасность судна. Моряки должны держать глаза и уши открытыми, сохранять бдительность и быть готовыми к непредвиденным ситуациям. Безразличие к деталям может привести к аварии, но в то же время важно не упускать из виду общую картину. Прогнозирование и правильное реагирование на изменение обстановки может снизить количество аварийных и опасных ситуаций. Полная информированность особенно важна во время нахождения в зоне ограниченной маневренности и  при неблагоприятных погодных условиях.

Серьезную проблему среди моряков, которая может повлиять на управление, представляет собой усталость. Несмотря на то, что почти всё на судне сегодня автоматизировано, та степень сложности, с которой моряки вынуждены иметь дело, сама по себе утомительна. Посадка на мель или столкновение могут быть вызваны недостатком внимания со стороны уставшего офицера. Из-за усталости снижаются аналитические способности, концентрация внимания. Моряки часто работают сверхурочно, чтобы выполнить работу вовремя и не разочаровать владельца судна. Они не могут задержать прибытие или отправление судна, чтобы компенсировать часы отдыха. На этом фоне важно грамотно управлять графиком, соблюдать надлежащий режим работы и отдыха, чтобы экипаж оставался энергичным и сохраняли ясность ума.

Управление на мостике имеет важное значение для всех моряков. Именно человеческий фактор способствует подавляющему большинству аварий. Нужно осознавать эти риски и не испытывать судьбу.

Источник: Marineinsight.com, перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх