13.05.2016

Участники морской отрасли выступили против приговора капитану танкера «Prestige»

Европейская федерация работников транспорта (ETF) и Ассоциация судовладельцев Европейского союза (ECSA) чрезвычайно обеспокоены недавним решением суда по делу об аварии танкера «Prestige», которое отменило ранее вынесенное решение суда провинции Ла-Корунья, согласно которому с капитана Апостолоса Мангураса и старшего механика были сняты уголовные обвинения. Международная палата судоходства (ICS), также подвергла жёсткой критике это решение.

Теперь судьи признали капитана виновным в преступной небрежности, имея в виду решения, которые он принимал во время злополучного рейса, в итоге приведших к трагедии. Однако это решение не что иное, как очередное доказательство несправедливого отношения к морякам, которое власти демонстрировали с начала расследования, которое для капитана Мангураса обернулось тяжёлыми 14 годами судебного преследования.

Суд провинции Ла-Корунья признал капитана невиновным по той простой причине, что он отважно выполнял свой профессиональный долг, сделав всё для спасения судна. Столкнувшись с отказом испанских властей предоставить терпящему бедствие судну убежище (где разлив нефти мог быть локализован), не только капитан, но и старший механик и старший помощник остались на борту, несмотря на то, что корпус судна был серьезно поврежден, и риск опрокидывания судна  стремительно увеличивался. Под давлением испанских властей Мангурасу пришлось предпринять ряд действий против своей воли, что в результате привело к тому, что судно в аварийном состоянии было вынуждено остаться в море. В итоге оно разломилось надвое и затонуло у берегов Галисии.

Европейские социальные партнеры не желают мириться с тем, что моряков заставляют платить такую высокую цену, в то время как власти освобождены от ответственности за отказ судну в убежище. Европейские федерации опасаются, что такое решение негативно скажется на привлекательности морской профессии.

Моряки часто становятся «козлами отпущения», им несправедливо предъявляют обвинения — при этом иногда грубо нарушая их основные права. Испанское отделение «Greenpeace» уже заявляло, что в этот раз капитана сделали таким козлом отпущения, а ключевые фигуры, виновные в катастрофе, так и не предстали перед судом, в том числе нынешний премьер-министр страны Мариано Рахой, который на момент аварии был заместителем премьер-министра.

Российский профсоюз моряков (РПСМ) считает, что приговор в отношении капитана «Prestige» является ярким примером проблемы криминализации моряков, особенно в свете того, что существуют свидетельские показания о поведении экипажа, который до последнего пытался спасти судно и предотвратить катастрофу.

О необходимости пересмотреть юридическую ответственность капитанов уже не раз поднимали вопрос. Как говорит президент Дальневосточной Ассоциации морских капитанов Пётр Осичанский, «в небольших компаниях капитаны и вахты несут, и за судно отвечают, и за безопасность людей и выполняют множество нередко не имеющих здравого смысла требований судовладельца. И весь этот груз забот не позволяет им заниматься безопасностью мореплавания в том объеме, который определен сегодня международными конвенциями. Нередко капитан заранее обречен, потому что судебная практика всегда старается найти виновного в произошедших  на морских судах инцидентах. И почему-то всегда это оказывается человек в мундире капитана». Петр Осичанский призывает к тому, чтобы закон не контролировал управление судном, но соответствовал повседневной практике эксплуатации.

По материалам Safety4sea.com, перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх