11.05.2016

Медицина на борту: может ли моряк заменить врача?

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) требует определённого уровня медицинских знаний от моряка. На борту всегда должен быть человек, который сможет оказать первую помощь. Сегодня в России не готовят судовых медиков, хотя в Стандарте А 4.1 конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» ( MLC , 2006) выдвигаются требования о необходимости судового врача, если рейс длится более трёх дней, а количество членов экипажа превышает 100 человек. 
 
На практике врача можно встретить в основном на круизных лайнерах, другие суда ограничиваются подготовкой одного из членов экипажа, хотя понятно, что обычный моряк не может обладать знаниями хирурга. Специальных требований к квалификации такого моряка никто не будет предъявлять, и ответственности за оказанную им медицинскую помощь он не несёт. 
 
Хоть  MLC , 2006 и предусматривает медицинскую подготовку для членов экипажа судна, не имеющего на борту врача, российское правительство до сих пор не определило перечень медицинских организаций, которые могли бы осуществлять соответствующую подготовку плавсостава. В нашей стране нет единых требований к программам повышения квалификации уже обученных моряков, отсутствуют требования к учебным заведениям по учебным процессам (по программам обучения, материально-технической базе и преподавательскому составу).
 
Конечно, можно пройти обучение, например, по программе подготовки по оказанию медицинской помощи на борту ( Proficiency in Medical Care on Board Ship ), специально разработанной для моряков, в чьи обязанности входит оказание медпомощи. Обучение проходит в течение пяти дней подряд по 8 часов каждый день, включает в себя теорию и практику. На тренингах учат справляться со всеми возможными ситуациями, которые могут возникнуть на борту. В основе обучения лежит Медицинское руководство для капитана ( Ship Captain ’ s Medical Guide ), которое содержит советы по широкому кругу вопросов, касающихся рождения и смерти, оказания первой помощи, общего ухода, гигиены, способов избежать заболеваний, лечения травм и недугов. 
 
Но всё же 40-часовые курсы не заменят шести лет обучения в специализированном медицинском вузе, одним выстрелом двух зайцев не убить. Необходимо возрождать судовую медицину. Что касается оказания первой медицинской помощи на борту, то здесь стоит отметить, что п рограммы, по которым производится обучение судовых парамедиков (специалистов без полноценного медицинского образования), в каждом учебном центре предусмотрены свои: они до сих пор не унифицированы. Это одна из проблем, которую необходимо решать, –  отмечает  к андидат медицинских наук, доцент кафедры физической и морской медицинской подготовки Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) им. С. О. Макарова, эксперт Минтранса и Минздрава России, член секции «Морская медицина» научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Сергей Желиховский
 
Как рассказывает Сергей Желиховский, будущие судовые парамедики учатся на манекенах, но не имеют права проводить многие медицинские манипуляции на живом человеке, поскольку не являются медработниками. 
 
«В советские времена по программе в медицинских вузах и средних учебных заведениях на третьем курсе будущие врачи проходили практику при клиниках. Под руководством опытных врачей студенты переходили с манекенов на живых пациентов. После окончания вуза будущий судовой медик должен был пройти обучение, специализацию именно по судовой медицине. И только после этого его допускали к работе на судах. Мы бы хотели, чтобы парамедики проходили часть курса практической подготовки в медицинских учреждениях, но ни один главврач не допустит, чтобы в его клинике с пациентами работал человек без медицинского образования – это противоречит российскому законодательству. Парадокс ситуации заключается в том, что людям после обучения выдают сертификат, дающий право оказывать медицинскую помощь и уход за больным, но с юридической точки зрения этот человек не имеет права на оказание медицинских манипуляций больному. При этом если вовремя не оказать медицинскую помощь человеку, который в ней срочно нуждается, то он может погибнуть, например, от болевого шока», – говорит Сергей Желиховский. Тем не менее, он надеется, что в скором времени будет выработана четкая государственная политика по проблемам медицинского обеспечения работников водного транспорта. Предложения по развитию единой стратегии морской медицины уже были направлены в Морскую коллегию при Правительстве РФ.
↑ 

Наверх