10.05.2016

Система компенсаций при разливе нефти столкнулась с кризисом

Международная группа клубов взаимного страхования ответственности (IG) выпустила предупреждение о том, что после аварии с танкером «Prestige», случившейся 13 лет назад, жизнеспособность компенсационной системы при разливе нефти находится под угрозой.

IG бьёт тревогу в связи с решением Верховного суда Испании о признании страхового клуба London Club ответственным за возмещение $1млрд в связи с загрязнением. Клубы P&I предостерегают, что если Верховный суд не пересмотрит своё решение, то дело может быть передано в Конституционный суд Испании, а если потребуется, и в Европейский суд по правам человека.

Испания является участницей международных конвенций по борьбе с разливом нефти с танкеров, что разрешает владельцу судна, а следовательно, страховщику P&I, ограничить свою ответственность. В деле танкера «Prestige» сумма компенсации была установлена в размере $26 млн. Она была выплачена лондонским отделением P&I London Club по решению испанского суда через несколько месяцев после аварии – в ноябре 2002 года. Однако Верховный суд Испании в январе этого года постановил, что капитан танкера «Prestige» Апостолос Мангоурас совершил по неосторожности преступление против окружающей среды, отправившись в рейс на непригодном к мореплаванию судне, в связи с чем собственник танкера был лишён права ограничения своей ответственности. Итогом преступного деяния стало отнесение к ответственности London Club требования о возмещении до $1млрд ограничения экологической страховки, которое обеспечивают клубы IG. В случае уплаты $1млрд, эта сумма будет поделена между другими клубами группы IG в соответствии с системой объединения претензий. Однако подавляющая часть расходов по оплате счёта ляжет на перестраховщиков, которые уже столкнулись с выплатами огромных компенсаций в связи с гибелью круизного лайнера «Costa Concordia» и танкера «Rena».

Танкер «Prestige» уже погасил около €121 млн из €171,5 млн, оговоренных конвенциями по предупреждению нефтяных разливов, при том что общий размер претензий превысил отметку $1млрд.

В аварии с танкером «Prestige» в море вылилось свыше 62 тыс. т тяжелого топлива, что привело к серьёзному загрязнению пляжей Испании и Франции. В масштабном судебном разбирательстве поднимался вопрос и о состоянии самого судна.

Год назад в Лондоне постановление апелляционного суда было принято в пользу London Club. Согласно решению суда, страховка подпадала под действие английского права и арбитражного разбирательства в пределах свода правил взаимного страхования, где принцип «плати, чтобы получить возмещение» стал очередным препятствием в исполнении постановления Верховного суда Испании.

«Судебное решение Верховного суда является тревожным прецедентом, который в полной мере может навредить действующему компенсационному режиму, если подобная практика продолжится и в будущем», – предупреждает IG в своём обращении к Международному фонду для компенсации ущерба от загрязнения нефтью – межгосударственной структуре, играющей ключевую роль в выставлении счётов при разливе нефти с танкеров. IG утверждает, что строгая ответственность согласно конвенциям по борьбе с разливами нефти работала бы лучше, если бы уголовные суды имели дело с разбирательствами по компенсационным выплатам. IG ожидает дальнейших юридических действий на том основании, что Верховный суд Испании превысил свои полномочия, проведя широкомасштабную переоценку фактов дела «Prestige» и представив собственное видение на доказательства, приведённые в судах нижестоящих инстанций.

Источник: Tradewindsnews.com. Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх