29.04.2016

«Такая политика приведет к деградации морских учебных заведений и постепенному их умиранию»

27 апреля Министр транспорта РФ Максим Соколов провел встречу с представителями общероссийских отраслевых профсоюзов и организаций транспортного комплекса. В ходе мероприятия председатель РПСМ Юрий Сухоруков рассказал о проблемах, наиболее волнующие моряков, а также внес ряд предложений по их решению. В частности, это касается адаптации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве к российскому законодательству; медицинского освидетельствования моряков с учетом требований Манильских поправок к Международной конвенции 1978 года о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (ПДНВ) и т.д. В свете достижения целей Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, предусматривающим кадровое обеспечение транспортной отрасли, лидер профсоюза уделил особое внимание вопросам морского образования.

Пожалуй, лучше всего сложившуюся ситуацию с подготовкой специалистов для работы в море, характеризуют строки из открытого письма архангельских капитанов, направленного Министру транспорта:

«ПОНИМАЮТ ЛИ “ТВОРЦЫ” ЭТИХ НОВОВВЕДЕНИЙ, ЧТО ТАКАЯ ПОЛИТИКА ПРИВЕДЕТ К ДЕГРАДАЦИИ МОРСКИХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ПОСТЕПЕННОМУ ИХ УМИРАНИЮ, К РАЗРУШЕНИЮ МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОВИНЦИИ И К ПОЯВЛЕНИЮ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЛЮДЕЙ, НЕДОВОЛЬНЫХ ТАКОЙ ПОЛИТИКОЙ?»

Моряки серьезно обеспокоены дальнейшей судьбой архангельского Арктического морского института (АМИ) имени капитана В. И. Воронина; запретом на работу в должности старшего комсостава морских судов выпускникам средних морских профессиональных учебных заведений; ошибочной и даже порочной политикой укрупнения морских учебных заведений. 
На обращение, под которым поставили свою подпись 50 капитанов, уже последовала реакция. По крайней мере, из Администрации Президента сообщили, что обращение получено и по нему проведут работу. По её итогам будет подготовлен ответ не позднее 16 июня.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МОРСКИХ КАПИТАНОВ АРХАНГЕЛЬСКА
МИНИСТРУ ТРАНСПОРТА РОССИИ СОКОЛОВУ М. Ю.
«Уважаемый господин министр транспорта Российской Федерации!
Мы, морские капитаны Архангельска, обращаемся к Вам с этим посланием, будучи серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией с морским образованием у нас, в Архангельске, а также дальнейшей судьбой архангельского Арктического морского института (АМИ) имени капитана В. И. Воронина. Многие из нас учились в этом учебном заведении и нам не безразлична его судьба.
Основанием для нашего беспокойства послужил запрет на работу в должности старшего комсостава морских судов выпускникам средних морских профессиональных учебных заведений, к которым относится АМИ. Этот запрет был введен “Положением о дипломировании экипажей морских судов” (приказ Министра транспорта № 62 от 15 марта 2012 года). Теперь будущим старшим командирам судов надо иметь обязательное высшее образование. Чем это угрожает средним учебным заведениям?
Мы считаем, что в этом случае те, кто желает работать в море, учиться в средние учебные заведения не пойдут, так как среднее образование не дает возможности карьерного роста, а возможное последующее заочное высшее образование является не только тяжким испытанием длиной в 6 лет, но абсурдностью. Имея диплом специалиста-судоводителя или механика, надо снова много лет учиться на судоводителя или механика!
Надо сказать, что во все времена в нашей стране никогда не было такого запрета.
Выпускники как высших, так и средних морских учебных заведений могли занимать должность старших командиров морских судов. Специалисты со средним образованием работали и работают не хуже других. У Минтранса нет никаких статистических данных, подтверждающих менее эффективную работу специалистов со средним образованием. Действующий в настоящее время “Общероссийский классификатор занятий” – ОК 010-93(ОКЗ) Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации закрепил такое положение и относит капитанов, лоцманов и судовых механиков к специалистам среднего уровня квалификации и требует, как правило, только специального среднего профессионального образования.
Чиновники Минтранса объясняют запрет разрывом в уровне подготовки специалистов со средним и высшим образованием и этот разрыв, якобы, получился вследствие сокращения сроков обучения в среднем образовании на 1 год.
Возникает вопрос, а зачем надо было сокращать сроки обучения, если это привело к ухудшению положения средних учебных заведений и людей, получивших там образование? Почему Минтранс допустил это? Кому это выгодно? Понимают ли “творцы” этих нововведений, что такая политика приведет к деградации морских средних учебных заведений и постепенному их умиранию, к разрушению морского образования в провинции и к появлению большого количества людей, недовольных такой политикой?
И это еще не все. Минтранс, ужесточив требования к уровню образования старших командиров, не сделал это по отношению к иностранным морякам, которые по взаимным межгосударственным соглашениям о признании дипломов, могут работать на судах под флагом России. Это касается, в частности, вторых механиков. Наш специалист со средним образованием не может стать вторым механиком, а иностранец с таким же образованием, пожелавший работать на судне под российским флагом, может.
Если ранее, до введения запрета, наши специалисты со средним образованием работали на судах иностранных судовладельцев капитанами и старшими механиками, занимая высшие командные должности, то теперь они обречены на работу только в должности младших командиров, всегда будут ходить в подчиненных у иностранных старших командиров, не имеющих высшего образования.
Почему такая дискриминация специалистов со средним образованием и всех наших моряков?
Все эти запреты негативно влияют на социальное развитие приморских городов, где труд на море был во все времена одним из основных занятий живущих там людей. Запреты вызывают гнев и возмущение людей. Кому это нужно в наше сложное время?
К сожалению, очень много наших молодых людей не имеют возможности, прежде всего в силу материальных затруднений, поехать на учебу в морские ВУЗы.
Мы считаем, что морское образование в нашей стране уже далеко не самое лучшее, и оно требует реформирования. Особенности морского образования состоят в том, что оно интегрировано в международную систему подготовки кадров плавсостава морских судов и регулируется требованиями международной конвенции ПДНВ-1978 с поправками. В конвенции опубликованы минимальные требования к компетентности комсостава судов, и ни о каких уровнях образования там не говорится. Одной из особенностей морского образования является обязательное требование одобренного стажа работы на судах не менее 12 месяцев, которое рассматривается как часть программы подготовки. Требуется также обязательный одобренный стаж и для продвижения по службе. Таких требований нет в “сухопутных” учебных заведениях.
В связи с указанными особенностями подготовки кадров плавсостава, должен быть и особый подход к морскому образованию. “Закон об образовании РФ” должен учитывать это, и требуются особые “Стандарты образования” для плавсостава морских судов.
Почему Минтранс не посоветуется со специалистами флота, капитанами и старшими механиками, чему и как надо учить будущих командиров флота? Почему эти вопросы решают люди, плохо знающие, чем и как живет современный мировой флот?
Конвенция ПДНВ-1978 с поправками требует, чтобы при переходе специалиста на работу с более высоким уровнем ответственности кроме требуемого обязательного стажа работы им были получены дополнительные знания, необходимые для работы на соответствующей должности, т. е. в основе заложен принцип ступенчатого образования.
От первоначального или базового образования – к образованию дополнительному.
Выпускник среднего учебного заведения имеет в настоящее время, несмотря на сокращение сроков обучения на целый год, базовые профессиональные знания, позволяющие ему работать в должности младших помощников капитана или механиков с уровнем ответственности “Уровень эксплуатации” на судах любой валовой вместимости. Это факт. Только теперь почему-то чиновники Минтранса постановили считать базовое образование специалиста со средним образованием не таким хорошим, чтобы ему можно было продвигаться дальше по службе. В обоснование чиновники Минтранса говорят, что в связи с тем, что современные морские суда оснащены новейшими навигационными системами, новейшими средствами связи и высоким уровнем автоматизации в машинных отделениях, должности старшего комсостава должны занимать специалисты с высшим образованием.
Это ошибочный посыл. Во-первых, все перечисленные новейшие средства и системы морских судов изучаются и в средних учебных заведениях. Во-вторых, новейшие суда с новейшим оборудованием могут быть и в прибрежном плавании, где на должности старшего комсостава допускаются специалисты со средним образованием. А здесь как?
Мы считаем, что не должно быть двух видов морского образования. Надо вводить одно образование продолжительностью 4,5 года – бакалавриат. Дальнейший профессиональный рост, связанный с уровнем ответственности, должен идти через дополнительное образование, а не зависеть, как сейчас, от уровня образования. Уровень образования, как и сроки обучения, можно увеличивать сколько угодно, но это будет дорого обходиться государству, как в отношении его стоимости, так и в отношении задержки по времени вступления человека в трудовую деятельность. Если Минтранс позволил себе сократить программу обучения в среднем образовании на 1 год, то, вероятно, в современном высшем образовании также можно сократить сроки обучения. Надо учить, укладываясь по минимуму, как это делают наши коллеги за рубежом. Не надо чего-то бояться. Университетское образование в настоящее время является крайне редким явлением в подготовке плавсостава за рубежом. У них нет никаких запретов профессионального роста для выпускников колледжей.
Наши моряки и со средним образованием показали и показывают себя с лучшей стороны, работая у иностранных судовладельцев на высших судовых командных должностях.
Чиновники Минтранса проводят политику завышения требований конвенции ПДМНВ-1978, которая дорого обходится всем: государству, судовладельцу и морякам. К примеру, на продление срока действия рабочего диплома нашему моряку требуется 2 месяца и много денег, в то время как зарубежный моряк делает это за 1-2 дня и расходы при этом не сопоставимы с нашими.
Чиновники Минтранса не могут объяснить, какие существуют основания для завышения требований. Они лишь не перестают объяснять, что каждое государство имеет право завышать требования.
Можно, в конце концов, оставить и среднее образование, но только не мешать специалистам со средним образованием в карьерном росте. Пусть судовладельцы сами выбирают, какого уровня специалисты им нужны. Зачем создавать социальную напряженность в приморских городах?
Еще один удар нанесло Минобразования, разрешив поступать в средние учебные заведения без вступительных экзаменов по так называемому конкурсу аттестатов. Покажем на примере того же АМИ, к чему это привело. Так как хозяин – ГУМРФ запретил принимать в учебное заведение ребят с 11-летним образованием, то теперь приходят поступать учиться только с 9-летним образованием.
В новом учебном 2015-2016 годах “проходной” балл в аттестате получился для судоводителей – 3,05, а для механиков – 3,15. Как же таких грамотеев подготовить для работы на производстве с повышенной опасностью, каким является транспорт? Многие из них просто не в состоянии со своими “троечными” школьными знаниями освоить учебную программу АМИ.
Запросите справку, господин Министр, о том, сколько человек было отчислено из АМИ за период с 2013 года и по настоящее время, Вам откроется очень неприглядная картина, иллюстрирующая, какие государственные средства выбрасываются на ветер из-за непродуманной политики в области морского образования.
Очень скоро АМИ превратится в учебное заведение, в которое будут приходить не для того чтобы выучиться работать на море, а с целью получить какие-никакие “корочки” да еще при полном пансионе за счет государства. Скажите, кому все это выгодно?
Политика укрупнения морских учебных заведений является по нашему мнению ошибочной и даже порочной. К примеру, ликвидировав одно из лучших морских учебных заведений России – Государственную морскую академию им. адмирала С. О. Макарова, чиновники от водного транспорта создали ГУМРФ – гигантскую структуру, разбросанную во многих местах большого города и имеющую множество филиалов, удаленных на сотни и тысячи километров от Санкт-Петербурга. Объективно, филиалы ГУМРФу не нужны. Ему выгодно чтобы их не было совсем, чтобы он был монополистом.
Когда наша мореходка, всегда носившая имя капитана Воронина В. И., стала филиалом государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова, руководство академии “лишило” звания капитана Воронина В. И. и назвала наше учебное заведение - АМИ имени Воронина В. И.. Уже не капитана Воронина В. И., а просто Воронина В. И. Присвоение учебному заведению имени одного из выдающихся морских капитанов России означало очень многое, а они взяли и вырвали душу из названия нашей мореходки, чем продемонстрировали безразличие и неуважение к нам и к нашей истории.
На примере АМИ видно, как сильно деградировало это учебное заведение после потери самостоятельности и получения статуса “филиал”. Вассальная зависимость от головного ВУЗа, катастрофическое финансовое положение, допотопное учебное оборудование, низкая зарплата преподавателей специальных дисциплин, отсутствие нормальных условий для прохождения курсантами практики, нехватка учебников – это нынешнее состояние АМИ. Учебное заведение, когда-то бывшее гордостью Архангельска и всего Поморского края, давшее отечественному флоту много замечательных мореплавателей, превращается в заштатное ПТУ.
Наше государство имеет большие планы по освоению богатств Севера и Арктики. В программе освоения ресурсов Арктики есть и морская составляющая, которая потребует подготовки кадров для судов различного назначения.
Северяне-поморы, как люди, хорошо приспособленные к жизни и работе в тяжелых климатических условиях этих регионов, всегда принимали участие в их освоении. Именно здесь сформировался замечательный корпус ледовых капитанов. Кто как не северяне-поморы наиболее пригодны для работ по освоению ресурсов Арктического региона?
Мы считаем, что ситуация, когда полноценными моряками могут стать только выпускники трех морских ВУЗ’ов, является ненормальной. Это совершенно неприемлемо для такой большой страны, как наша. Надо думать и о развитии окраин.
Более двух веков назад мудрая иностранка – Императрица России Екатерина Великая создала на Севере первое в России морское учебное заведение, выпускники которого своим трудом во все века прославляли наше Отечество. Теперь же современные “менеджеры от моря”, подменившие собой специалистов, хотят разрушить все, что создано нашими предками.
Не дайте им этого сделать, господин Министр!»

↑ 

Наверх