08.04.2016

Террористическая группировка Абу Сайяф вновь угрожает торговому судоходству

Филлипинская террористическая группа Абу Сайяф (ASG) вновь попала на первые полосы новостных изданий после похищения экипажа судна в водах Юго-Восточной Азии. В свете последних событий представитель «Nexus Consulting» Кэвин Доэрти рассказал об истории этой организации.

В 60-х годах прошлого века зародилось исламистское террористическое движение Национальный освободительный фронт моро, требующее независимости региона Минданао на юге Филиппинского архипелага. Впоследствии на ее основе было создано большое количество побочных группировок, в число которых вошла и Абу Сайяф, располагавшаяся на островах Холо и распространившая свое влияние на моря Сулу и Сулавеси, сообщает ресурс «splash247».

Абу Сайяф была организована в 1991 году в ответ на решение освободительного фронта участвовать в мирных переговорах с правительством Филиппин – этот шаг был воспринят многими как признак слабости. У Абу Сайяф были налажены тесные связи с Аль-Каедой и группировкой ISIS, о своей преданности к которой организация сообщила в июле 2014 года.

В подконтрольных Абу Сайяф зонах размещались тренировочные лагеря и убежища для иностранных террористов, а многие члены группировки участвовали в военных действиях в Ливии, Сирии и Афганистане.

Часть исламистских террористических организаций считают Абу Сайяф скорее просто преступной организацией. Мнение о том, что группировкой движут криминальные, а не идеологические мотивы, было высказано и в отчете Государственного департамента США, назвавшего их цели «колеблющимися между преступным умыслом и идеологическими мотивами». По мнению международного аналитика по вопросам безопасности Роммела Банлаойя,  высказанному в 2005 году, Абу Сайяф – «организация мусульманских бандитов и пиратов, требующая государственного и международного внимания для подтверждения своей влиятельности».

Обученные и хорошо экипированные морские террористы

Абу Сайяф занимаются похищениями, убийствами и бомбежками наряду с незаконным оборотом наркотиков, вымогательством и похищениями ради выкупа.

Морские операции всегда были краеугольным камнем большинства атак группировки. Первая из них произошла в августе 1991 года, в результате которой был подорван теплоход «Doulos», в феврале 2000 года целью стало судно «Our Lady Mediatrix», а в апреле того же года Абу Сайяф осуществили ряд похищений людей в водах Малайзии.

Несмотря на заявления о том, что группировка изжила себя, в 2002 году она продолжила боевые действия на море, в список которых вошла и небезызвестная бомбежка парома «Superferry 14» с 800 пассажирами на борту в феврале 2004 года, в результате которой погибло около 100 человек.

Также предполагается, что на Абу Сайяф лежит ответственность за обстрел вьетнамского рыболовного судна в октябре 2014 года и захват и похищение экипажа другого рыболовного судна в феврале 2016 года.

Абу Сайяф является чрезвычайно жестокой террористической организацией, участвовавшей как в обезглавливании посредством бомб, так и в казнях другого вида. Кроме того, они очень хорошо вооружены. По данным Филиппинской морской пехоты, бандиты используют приборы ночного видения, тепловизоры, снайперские прицелы, различные виды коммерческого радио, спутники, сотовые телефоны и высокоскоростные плавсредства.

Боевики ASG имеют высокую квалификацию в морской области. Как отметил Роммел Банлаой, «многие члены и последователи Абу Сайяф происходят из мусульманских семей с сильными, многовековыми традициями мореплавания».

Стоит ли бояться возвращения Абу Сайяф? Однозначно

Существует ряд причин, по которым судовладельцы, работающие в районе Сулу и Сулавеси, должны быть настороже. Первая причина заключается в том, что в регионе преобладают филиппинские моряки, которых компании и нанимают на свои суда. В 2001 году ИМО провела исследование о распространенности поддельных морских удостоверений, в ходе которого выяснилось, что из 12 635 поддельных сертификатов, 12 000 были выданы единой  администрацией в Юго-Восточной Азии.

К счастью, был принят целый ряд мер по борьбе с мошенничеством, но проблема еще далека от разрешения, а это означает, что судовладельцы до сих пор не могут быть уверены, что знают истинную личность некоторых членов экипажей.

Второй причиной можно считать увеличение числа захватов рыболовецких судов с целью получения выкупа – этим приемом вовсю пользовались сомалийские пираты, чтобы посеять хаос в торговом судоходстве в 2008-2013 годах.

Многие факторы, которые в свое время способствовалb расцвету сомалийского пиратства, присутствуют в районе морей Сулу и Сулавеси, что может сыграть на руку группировке Абу Сайяф, если та решит переключиться на пиратство ради выкупа. Кроме того, организация доказала, что по своей жестокости во много раз превосходит сомалийских пиратов.

Есть ли хорошие новости?

Хорошие новости для судовладельцев заключаются в том, что вышеупомянутые факторы, развившие сомалийское пиратство, основывались на нехватке сил береговой охраны. На сегодняшний день антитеррористические подразделения Филиппин и Индонезии показали, что готовы вести борьбу.

К тому же с повышением присутствия мировых военно-морских сил в районе оспариваемой территории островов Спратли маршруты снабжения, используемые Абу Сайяф, будут для группировки недоступны. В то же время Филиппинские власти рассматривают возможность покупки подводных лодок.

Рекомендации

Судовладельцы, работающие в районе морей Сулу и Сулавеси, должны тщательно проверять моряков, уделяя особое внимание подлинности удостоверений и сертификатов, а также всех сопроводительных документов.

Судам по возможности стоит проходить эти опасные районы в дневное время. Экипажи должны быть ознакомлены с рекомендациями ИМО «Best Management Practices», применяемыми на судах, ходящих в районе Африканского Рога (Сомали). Вспомогательной мерой по обеспечению безопасности может стать введение дополнительных вахт.

И, наконец, судовладельцы должны быть ознакомлены с Соглашением о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (RECAAP), регулярно просматривать отчеты о произошедших инцидентах. А экипаж судна в свою очередь  должен знать, каким образом можно предоставить данные об инцидентах для отчетов RECAAP.


↑ 

Наверх